- История автомобиля
- История модели «ЗИЛ-433362» через призму истории завода
- Общая информация
- Общие сведения и немного истории
- Характеристика автомобиля
- Устройство
- Описание технических параметров ЗИЛ-433360
- Рама модели
- Кабина и рабочее место водителя
- Мотор, сцепление и КПП
- Двигатель
- Характеристики мотора ЗИЛ-508.10:
- Характеристики агрегата ЗИЛ 508300:
- Колесные элементы ходовой части и подвеска
- Ведущий мост
- Карданная передача
- Цепи электропитания, топливо, комплектность
- Рулевое управление
- Тормозная система
- Система электрооборудования
- Сцепление
- Платформа
- Грузоподъемность, нагрузки по осям, тормоза и другие рабочие параметры
- Другие параметры техники
- Дополнительные опции для ЗИЛ
- Модификации
- Тюнинг
- Эксплуатация и ремонт экономичного грузового автомобиля ЗИЛ-433360
- Руководство по ремонту
- Цена нового и б/у
История автомобиля
С 1962 года Завод имени Лихачева в Москве выпускал грузовики для народного хозяйства под маркой ЗИЛ-130. Грузовик был чрезвычайно популярен и практичен, но уступал своим одноклассникам из-за высокого расхода топлива. В конце 1970-х завод приступил к разработке более экономичной модели с дизельным двигателем. А именно, в 70-х годах перед конструкторами завода имени Лихачева была поставлена задача разработать два перспективных грузовика с разной грузоподъемностью.
Модели должны были работать на дизельном топливе. Изначально машину проектировали специалисты ЗИЛа, но после создания сборки документацию передали в Набережные Челны. В 1986 году с конвейера начал сходить первый ЗИЛ-4331. Именно эта модель предназначалась для замены ЗИЛ-130. Вскоре после запуска проекта была представлена дебютная версия этой модели с двойной кабиной, а также шасси, предназначенное для спецтехники. Позже специалисты завода имени Лихачева создали гоночную версию грузовика, которая напоминала оригинал только внешне.
История модели «ЗИЛ-433362» через призму истории завода
Завод имени Лихачева не достиг своего столетнего юбилея. На рубеже 2013/2014 годов многолетняя история старейшего отечественного автопроизводителя подошла к концу.
Огромная территория компании (это 300 га, практически в центре столицы, рядом с Москвой-рекой) застраивается новыми жилыми комплексами, офисными зданиями, магазинами и развлечениями, лишь небольшой цех для производства и госпремии техническое обслуживание автомобиля.
Если серийное производство семейства ЗИЛ-4331 датируется 1987 годом, то модель ЗИЛ-433362 разработана в конце 90-х годов 20 века. В то время Завод имени Лихачева не только не обанкротился, но даже находился на подъеме, наращивая объемы производства и оправляясь от удара «шоковой терапии» 1990-х годов.
Справедливости ради нужно отметить, что количество выпускаемых в те годы грузовиков ЗИЛ совершенно не росло, потому что они были очень конкурентоспособны, современны и востребованы на рынке. Напротив, «ЗИЛ-4331» уже в первые годы своего серийного выпуска представлял собой безнадежно устаревшую «модель прошлого века», а новый «ЗИЛ-5301 Бычок» был бесконечно далек от совершенства и по многим параметрам уступал конкурентам.
Спрос на ЗИЛ в конце 1990-х – начале 2000-х годов во многом создавался искусственно, благодаря невероятно энергичной деятельности тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова. С 1997 года контрольный пакет акций завода принадлежал правительству Москвы. Вся столица, да и многие районные коммунальные предприятия и другие службы оснастили свои ЗИЛы боеприпасами именно по настойчивым рекомендациям Юрия Михайловича и его помощников.
В 1997 году самый авторитетный автомобильный журнал страны «За рулем» сообщил о выпуске новой модели в рамках семейства 4331. Это «ЗИЛ-433362»: универсальное шасси, полностью адаптированное для успешной эксплуатации всасывающие установки для канализационных колодцев и дождевой воды; комбинированные машины для уборки улиц и др.
Почему это на нашем МКАД «ихние» Мерседесы с системой Шмидта чистят снег от снега? Беспорядок! Наш «ЗИЛ» может и не красавчик, но дело свое знает! А вместо импортной техники были закуплены новые ЗИЛ-433362, с новой системой ПР-1 «Экомтех» от Ряжского авторемонтного завода. И так далее, и так далее.
Юрий Лужков стремился сохранить промышленное производство в столице, используя «административный ресурс».
В 2000 году три автомобиля ЗИЛ-433420 устроили при поддержке правительства Москвы уникальный автомобильный кругосветный пробег (!) по маршруту Москва-Якутск-Уэлен-Северная Америка-Западная Европа-Калининград-Москва.
Первый этап кругосветного путешествия протяженностью 13 500 км был пройден за 62 дня и завершился в городе Уэлен на берегу Берингова пролива (Чукотка). Потом на Аляску и через весь североамериканский континент до Атлантики. Всего экспедиция на «ЗИЛ-433420» преодолела 45 тысяч километров. Последний километр, до Красной площади, вместе с участниками экспедиции проехал сам мэр Москвы.
Памятна и история изготовления колоколов для обновленного Храма Христа Спасителя. На ЗИЛе изготовлено 14 колоколов весом от 8 кг до 27 тонн! А потом сменился мэр и весь состав столичного правительства.
Новые чиновники подошли к проблеме завода имени Лихачева с холодным и прагматичным расчетом: завод – это актив и должен приносить прибыль, а не проблемы и убытки. Без мощной поддержки пресловутого устаревшего, расточительного и убыточного «административного ресурса», по сравнению с современными конкурентами, грузовики «ЗИЛ» стали никому не нужны.
Данных о том, сколько единиц модификации ЗИЛ-433362 было выпущено, нет. Но видимо не сильно. Эпоха бензиновых грузовиков закончилась, и ЗИЛ-433362 — один из последних ее представителей.
Общая информация
Автомобиль проектировался в КБ АМО «Завод имени Лихачева» как фактический преемник ЗИЛ-130.
В базовой версии 360 предназначен для перевозки всех видов грузов в одиночном вагоне или в составе автопоезда по дорогам любого типа.
Из сборочного цеха эта универсальная машина, с колесной формулой 4х2 и (теперь классическим) простым вариантом трансмиссии, выходит с установленным кузовом.
Высота погрузочной платформы выполнена из массива дерева с защитным слоем всего 1,45 м. Есть откидные борта из металла или того же материала, что и основание.
Полезный объем в пределах стандартного кузова одного автомобиля на борту составляет не менее 5 кубических метров (3,75х2,33х0,58). А конструкция капота делает грузовик простым, компактным и маневренным.
При базе не более 3,8 м и длине от бампера до задней части около 6,8 м автомобиль разворачивается в радиусе менее 7 м. Как и планировали его создатели, ЗИЛ-433360 оказался достойной и популярной заменой своему заслуженному предшественнику.
Общие сведения и немного истории
В начале 80-х годов 20 века свою историю берут грузовики на базе модели ЗИЛ-4331, которые выпускались на конвейерах почти тридцать лет. Автомобили этой модели имеют около десяти серийно выпускаемых моделей, каждая из которых нашла свое применение и практическое значение в сельском хозяйстве и промышленности. Не стал исключением и грузовик ЗИЛ 433360 с короткой базой. Эта модель автомобиля стала продолжением известного и популярного грузовика ЗИЛ-130, автомобиля, разработанного в конструкторском бюро АМО «Завод имени Лиячева».
В базовой комплектации 433360 ЗИЛ предназначен для перевозки различных грузов как в автомобиле, так и в составе автопоезда по дорогам любого типа. К сожалению, на сегодняшний день все автомобили этой серии сняты с производства и завод подлежит сносу. В Советском Союзе автомобили семейства ЗИЛ распространялись как в гражданском руководстве, так и в вооруженных силах, наряду с автомобилями КамАЗ, Урал, МАЗ, КрАЗ. В качестве мирного применения автомобили ЗИЛ могли хоть как-то составить конкуренцию популярным КамАЗам.
Характеристика автомобиля
Теперь посмотрим на технические характеристики ЗИЛ 433360. Масса снаряженного автомобиля составляет около четырех с половиной тонн, нагрузка по его осям распределяется следующим образом: на переднюю ось не более 2,21 тонны; на заднюю ось — менее 2,3 т. Полная грузоподъемность автомобиля составляет более шести тонн. Объем топливного бака составляет 170 литров. Завод рекомендует использовать бензин АИ-92. Запас топлива позволяет совершать поездки от 450 до 690 километров. Характеристика ЗИЛ 433360 демонстрирует актуальность модели и любовь автовладельцев, познакомившихся с модернизированной версией советского автомобиля ЗИЛ-130, зарекомендовавшего себя как надежный и неприхотливый автомобиль.
Устройство
В основе ЗИЛ 433360 лежит прочная рама, которая выдерживает всю нагрузку установленных агрегатов. Для данного автомобиля это единственный элемент, который не требует замены на протяжении всего срока службы. Несущая основа состоит из следующих элементов: 5 стальных штампованных соединительных балок, клепаных соединений и рамных балок, выполненных в виде цельных штампованных балок с переменным сечением по высоте. На балки и косоуры устанавливаются кронштейны для крепления подвесок, узлов и других элементов. Первая балка содержит области для установки двигателя.
ЗИЛ 433360 имеет колесную формулу 4 на 2. Направление движения регулируется поворотом передних колес (тяга делается на задние колеса). В базовой комплектации модель имеет 7 колес дискового типа (2 передних, 2 сдвоенных задних, 1 запасное). Диски крепятся к фланцам полуосей с помощью 8 штифтов. В автомобиле используется передняя и задняя подвеска зависимого типа, что обусловлено применением жестких балок. Подвески крепятся к элементам рамы с помощью полуэллиптических рессор, выполняющих роль направляющих. Задние рессоры усилены дополнительными листочками, передние оснащены телескопическими гидравлическими амортизаторами.
Передача мощности двигателя осуществляется посредством сцепления, входящего в состав трансмиссии. ЗИЛ 433360 приводится в движение штатным сухим однодисковым фрикционным сцеплением. Трансмиссия — 5-ступенчатая механическая коробка передач (5 передач вперед, 1 передача назад). Благодаря относительно простой конструкции редуктор обеспечивает высокую эффективность работы. Карданная передача представлена парой валов с последовательным соединением и промежуточной монтажной скобой. Для соединения редуктора, приводного вала и валов используются шарнирные крестовины и скользящий паз. Трансмиссия комплектуется одноступенчатым гипоидным валом с главной передачей.
Тормозная система в сочетании с главным приводом и барабанными колесными тормозами используется для торможения и удержания автомобиля. Система управляется 3-контурной схемой, состоящей из:
- рабочие тормоза с пневматическим управлением, 2 отдельных гидравлических контура и тормозные камеры независимого типа;
- пружинный стояночный тормоз и запасной тормоз.
Для модели ЗИЛ 433360 предусмотрена антиблокировочная система тормозов с АБС для снижения риска заноса на скользкой дороге. В задней части имеется возможность установки комбинированного клапана для управления тормозной системой прицепа.
При работе двигателя генератор Г130 выступает в роли источника питания электроприборов. В стандартной комплектации автомобиль комплектуется аккумуляторной батареей 6-СТ-78 (6-СТ-81) емкостью 78 (81) Ач.
ЗИЛ 433360 оборудован цельнометаллической кабиной со сварным жестким каркасом и панорамным остеклением. Салон рассчитан на 3 человек, включая водителя. Конструкция кабины предполагает наличие наружных элементов (хвостового оперения) для защиты элементов и деталей машины. По бокам кабины имеются раздвижные стеклянные двери и створчатое окно. Сиденье водителя оснащено пружинным механизмом и регулировками наклона спинки и продольного положения. Нерегулируемое 2-местное пассажирское сиденье. Органы управления установлены для обеспечения максимального комфорта. Рулевое колесо расположено почти перпендикулярно вертикали автомобиля, что снижает утомляемость, рычаг трансмиссии расположен спереди справа,чуть выше уровня сиденья на удобной высоте.
Рулевой механизм оснащен гидравлическим усилителем рулевого управления для легкого управления. В кабине имеется система внутреннего освещения, отопительная печь и система принудительной вентиляции. По сравнению с предыдущими моделями повышен уровень вибро- и шумоизоляции.
Описание технических параметров ЗИЛ-433360
Важнейшим элементом любого автомобиля является рама. Эта конструкция является несущей и не меняется на протяжении всего срока службы автомобиля.
Каркас автомобиля ЗИЛ 433360 изготовлен из прочной стали и включает в себя два элемента:
- стрингеры;
- перекладины
Стрингеры представляют собой стальные балки. Его высота переменная. Наивысшего показателя она достигает в средней части техники, которая испытывает наибольшую нагрузку. Через стропила установлены 5 поперечных балок. Кронштейны устанавливаются на рамную конструкцию, к которой крепятся все механизмы и агрегаты бортового автомобиля.
Бортовая комплектация ЗИЛ оснащена бензиновым двигателем с 8 клапанами, расположенными V-образно, объемом двигателя 6 литров, мощностью 150 л. С. Максимальный крутящий момент составляет 420 Нм.
При полной зарядке скорость движения бортового оборудования может достигать 90 км/ч. Расход топлива зависит от качества дорожного покрытия, степени использования транспортного средства и практических навыков водителя. В среднем он составляет 25-32 литра на 100 пройденных км.
Трансмиссия бортового грузовика включает однодисковое фрикционное сцепление сухого типа. Коробка передач включает 5 передних и 1 заднюю передачи. Несмотря на простоту редуктора, он обеспечивает высокий КПД.
ЗИЛ-433360 на конвейере оснащается дисковыми колесами с размером диска 7,0-20, состоящими из 7 штук. В это число входят:
- передние колеса — 2 шт.;
- задние сдвоенные колеса – 2 шт.;
- запасное колесо — 1 шт.
Диски установлены на радиальные шины 260R508. С таким размером трудно менять шины и диски. Для облегчения задачи производитель снабдил обод шины для бортовой техники ЗИЛ легкосъемными стопорными кольцами.
Рама модели
Рама грузовика – это та невидимая, но важная основа, которая несет на себе нагрузку установленных агрегатов, воспринимая ее, когда транспортное средство начинает движение.
Это, наверное, единственный элемент в машине, который работает без замены весь срок службы.
В ЗИЛ-433360 в состав зарядной базы входят:
- рамные балки, выполненные в виде цельных штампованных стальных балок со швеллерным сечением профиля переменной высоты, наибольшим в средней части каждого продольного элемента, так как здесь они испытывают основные нагрузки;
- пять поперечин, также штампованных из стали той же марки, соединяющих конструкцию, заклепочные соединения.
Кронштейны крепятся к стрингерам и балкам для последующей сборки узлов, механизмов, подвесок, систем контроля и управления.
Расположение балок вдоль стрингеров неравномерное. К концам лонжеронов крепится задняя поперечина, имеющая сцепное устройство.
Важно! На переднем бампере есть места для бампера со встроенными световыми приборами (фары, «поворотники» и «габариты») и буксировочный крюк.
Первая балка смещена относительно начала лонжеронов, имеет посадочные места для установки двигателя.
Кабина и рабочее место водителя
Цельнометаллическая кабина с двухобъемным распределением:
- интерьер гостиной;
- моторного отсека.
Жесткая сварная металлическая конструкция, оснащенная цельным панорамным ветровым стеклом. Он надежно удерживается в проеме лобового стекла специальным резиновым уплотнителем без возможности открытия.
Кабина ЗИЛ-433360 рассчитана на три места (включая водительское). Точки его крепления находятся на регулируемых опорах с резиновым демпфированием в трех местах на опорной раме. Справа и слева — на задних боковых рейках — на второй перемычке рамы.
В конструкцию кабины входят наружные элементы (оперение) для защиты деталей и узлов механизмов машины, выходящие за пределы салона кабины:
- капот,
- в,
- решетка радиатора,
- боковые ступеньки.
Обе двери по бокам имеют:
- откидное стекло, фиксируемое в верхнем положении однорычажным подъемником;
- вращающееся окно с запорной ручкой и встроенной запирающей кнопкой;
- замки запираются снаружи;
- запирающая ручка, которая запирает дверь изнутри, исключая наружное открытие;
- расширенная арочная опора с креплением бокового зеркала заднего вида увеличенной площади, что гарантирует водителю безопасный контроль ситуации на дороге сзади и по бокам.
Поворотное крепление позволяет легко регулировать угол обзора вручную.
Кабина соответствует современным стандартам эргономики и комфортности работы водителя и пассажиров.
Регулируемое рабочее сиденье оснащено пружинным механизмом.
Двери, открывающиеся в увеличенные проемы практически под прямым углом, рационально расположены относительно места водителя и пассажира.
При значительной высоте вашего самолета (более одного метра) комфорт и безопасность посадки и высадки обеспечивают широкие ступеньки под каждой дверью.
Весь дизайн расположения органов управления подчинен целям удобства:
- руль с левой стороны кабины симметричен сиденью водителя, почти перпендикулярно вертикали машины, что улучшает моторику, не вызывая утомления в дальних поездках;
- рычаг переключения передач расположен спереди справа над уровнем сиденья. Его высота выбрана из соображений удобства постоянного наблюдения в периферическом поле зрения;
- нажатие на педаль левой ногой при управлении сцеплением и правой; при управлении тормозами это делается с минимальными движениями и усилиями, не нарушающими равномерного распределения веса тела водителя на сиденье.
Рулевой механизм снабжен гидроусилителем руля. В конструкции используется отдельная расчетная схема ее элементов.
Распределитель встроен в рулевую колонку, цилиндр ГУР расположен отдельно.
Комплексная работа механической части (винт со скользящей гайкой, перемещающей зубчатый сектор) и гидравлики снижает нагрузку при движении.
Ширина кабины по зеркальным опорам не превышает 2,5 м, общая высота от уровня земли не превышает 2,66 м, длина (включая капот) около 2,8 м.
Имеет два поворотных солнцезащитных козырька, предусмотрены системы естественной и принудительной вентиляции, в том числе:
- закрытые воздухозаборники;
- симметричные воздуховоды с вентилятором.
Применена система внутреннего освещения кабины и установлена печь для ее обогрева в холодную погоду, усилены меры по шумо- и виброизоляции.
Мотор, сцепление и КПП
Карбюратор ЗИЛ 508.1 устанавливается в базовой версии серийного автомобиля. Ряд серьезных доработок и доработок позволили улучшить качество работы двигателя.
Бензиновая V-образная восьмерка со степенью сжатия 7,1 и объемом 6 литров развивает мощность около 150 л. Уже при 2400 об/мин. Максимальный крутящий момент (420 Нм) достигается примерно в этом же диапазоне).
Двигатель уверенно разгоняет автопоезд полной массой не менее 19 тонн со скоростью 90 км/ч при расходе топлива от 25 до 32 литров на сто километров.
Расход бензина зависит от местности и нагрузки.
От двигателя энергия передается сцеплением, которое является частью системы трансмиссии.
На ЗИЛ-433360 используется простое однодисковое сухое фрикционное сцепление, надежная классическая корзина с пневмогидравлическим управлением выжимным подшипником.
На 360-м ЗИЛе действует шахматная механическая трансмиссия. Изменение количества соединений зубчатых пар определяется как 5 передних и одно обратное.
Ящик удобен, прост и безопасен в эксплуатации. При относительно невысокой стоимости обеспечивает высокую эффективность, особенно для водителей с практическим опытом.
Стандартная для серийного карданного привода схема состоит из пары последовательно соединенных валов с промежуточной монтажной скобой.
Соединение редуктора, валов и приводного вала выполнено в шарнирно-переходных соединениях, вместо промежуточной скобы используется скользящий паз.
Трансмиссия заканчивается одноступенчатым гипоидным валом, включающим в себя главную передачу, называемую главной или промежуточной, и межосевой раздаточный дифференциал.
Двигатель
Изначально ЗИЛ 433360 комплектовался 4-тактным карбюраторным агрегатом ЗИЛ-508.10. V-образная верхнеклапанная «восьмерка» работала на бензине и обеспечивала отличную тягу. Двигатель отличался закрытой системой жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией, системой подачи топлива с принудительной подачей топлива и смешанной системой смазки (нагнетательной и распылительной).
Характеристики мотора ЗИЛ-508.10:
- рабочий объем – 6 литров;
- номинальная мощность 110 (150) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 402 Нм;
- степень сжатия — 7,1;
- количество цилиндров — 8;
- экологический класс — Евро-0.
Средний расход топлива автомобиля (скорость 60 км/ч) составлял 36 л/100 км. Емкость топливного бака составляет 175 литров. Автомобиль мог проехать без дозаправки 450-690 км.
Позже ЗИЛ 433360 стал оснащаться усовершенствованным карбюраторным бензиновым двигателем ЗИЛ 508300 с V-образной конструкцией.Основным отличием стал новый карбюратор К-96 с электронным управлением. Кроме того, снижен расход топлива, до 30 л/100 км.
Характеристики агрегата ЗИЛ 508300:
- рабочий объем – 6 литров;
- номинальная мощность — 134 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 377 Нм;
- количество цилиндров — 8;
- экологический класс — Евро-3.
Колесные элементы ходовой части и подвеска
На ЗИЛ-433360 привод задних передних колес, выбор направления движения производится изменением угла поворота передних колес. В заводской комплектации автомобиль имеет семь колес дискового типа:
- два передних колеса;
- двойной задний;
- запасной, подвешенный прямо в раме.
Ободья крепятся к фланцам оси с помощью восьми шпилек. Работа по замене камер и шин упрощается благодаря существующим разрезным стопорным кольцам, которые можно легко снять с одной стороны обода.
С размерами колес 7.0-20 и шинами с радиальными камерами 260R508 сложно заменить камеру без такой конструкции.
Подвеска переднего моста и заднего моста зависимого типа, что объясняется наличием жестких балок на обеих колесных парах. Каждая из них прикреплена к лонжеронам рамы парой полуэллиптических пружин.
Они выполняют направляющую роль, причем наиболее тяжелонагруженные задние концы усилены дополнительными лопастями, а с каждым из передних работает телескопический гидроамортизатор.
Ведущий мост
- Одноступенчатый, гипоидный.
- Передаточное число 6,33.
Карданная передача
- Два карданных вала с тремя шарнирами, промежуточным подшипником и шлицевым соединением.
- Петли на игольчатых подшипниках.
Цепи электропитания, топливо, комплектность
Все потребители нуждаются в напряжении 12 В. Они подключаются к общей цепи проводом. Если вы хотите измерить потенциал в потребителе, вам нужно подключить один щуп вольтметра к его выводу, а вторым коснуться кузова автомобиля.
Следовательно, «минусовой» кабель стартерной батареи 6-СТ-78 (6-СТ-81), имеющей емкость 78 (81) Ач, также подключается к «массе» машины.
При работе двигателя генератор Г130 служит источником питания для всех стандартных электроприборов, привозимых из-за границы, обеспечивая ток 28 А и мощность 350 Вт.
Специальный регулятор поддерживает постоянный уровень напряжения от генератора для подзарядки бортового аккумулятора и силовых приборов. Это может быть электромеханическое устройство или более сложная и точная современная электронная схема.
Спрос на модель ЗИЛ-433360, которая по сути является модернизированной версией недорогого ЗИЛ-130, давно известного своей высокой надежностью, привел к возобновлению заказных выпусков этой 360-й серии в АМО «Завод им. Лиячева».
Все агрегаты могут быть дополнительно оснащены:
- теплоизоляционные покрытия;
- системы охлаждения салона;
- дополнительное место для отдыха (сна) пассажира с электрообогревом;
- микропроцессорная система зажигания;
- система подогрева двигателя перед запуском;
- слайд-бар.
При необходимости вместо бензинового двигателя могут быть установлены дизельные двигатели Д 245.9 с повышенной топливной экономичностью.
Рулевое управление
- Рулевой механизм с гидравлическим серводвигателем.
- Рабочий момент — винт с шариковой гайкой на циркулирующих шариках.
- Передаточное число 20.
Тормозная система
- Тормоза барабанного типа с двумя внутренними колодками и расширяемой рукояткой, устанавливаемые на все колеса.
- Пружинный стояночный тормоз на задней оси.
- Приведение в действие тормозов пневматическое, раздельное для тормозных механизмов передней и задней оси, в последней имеется автоматическое регулирование тормозных усилий.
Система электрооборудования
- Однолинейный, с номинальным напряжением 12 В.
- Контактно-транзисторная система зажигания.
- Стартер 12В с электромагнитным тяговым реле и дистанционным управлением.
- Аккумулятор один, с напряжением 12 В.
- Генератор со встроенным выпрямителем.
Сцепление
- Однодисковый, фрикционный, с периферийным расположением нажимных пружин.
- Диаметр ведомого диска 340 мм.
- Гидравлический привод с пневматическим серводвигателем.
Платформа
- Изготовлен из дерева с откидными бортиками.
Грузоподъемность, нагрузки по осям, тормоза и другие рабочие параметры
При собственной массе автомобиля менее 4,5 т нагрузка на его оси составляет:
- на фронте — не более 2,21 т;
- сзади: менее 2,3 тонны.
Грузоподъемность одной машины более 6 тонн. В этом случае при максимальной массе около 11 тонн нагрузки на оси изменяются и составляют 3 и 8 тонн для передней и задней части соответственно.
Для обеспечения безопасного вождения, удержания на крутом склоне, остановки или замедления в модели используются комбинированные тормоза:
- главная передача;
- с колесами, барабанного типа.
Они управляются по хорошо зарекомендовавшей себя трехконтурной схеме, включающей:
- пневматически управляемая рабочая тормозная система с двумя отдельными гидравлическими контурами и независимыми тормозными камерами для каждого из передних и задних колес;
- стояночной и запасной тормозной системы, а также с пневматическим управлением контуром главного привода и противооткатными колодками.
Автомобиль оборудован антиблокировочной системой (ABS), которая предотвращает занос на скользкой дороге, вызванный возможной блокировкой колес при торможении.
В задней части рамы возможна установка комбинированного крана для подключения тормозной системы прицепа автопоезда.
Другие параметры техники
Снаряженная масса бортового оборудования составляет 4,5 тонны, кроме того, нагрузка распределяется на обе оси практически равными частями. Бортовая платформа рассчитана на нагрузку 6 т. Эффективность торможения достигается за счет комбинированных тормозов. Тормозная система включает в себя:
Барабан тормозной ЗИЛ-433360
- барабанные тормоза установлены на все колеса;
- ручной тормоз;
- пневматический привод тормозов, установленный на передней и задней осях.
Антиблокировочная система тормозов, предотвращающая блокировку колес при нажатии на педаль тормоза, позволяет исключить занос бортового ЗИЛа на скользкой дороге. При использовании бортового оборудования в составе автопоезда возможна установка комбинированного клапана в задней части рамы.
Бортовое оборудование получает энергию от аккумулятора 12 В, выдающего напряжение до 81 Ач. Аккумулятор питается от генератора мощностью 350 Вт, который выдает 28 А.
В качестве основного вида топлива для 360-го ЗИЛ используется бензин АИ-92. По желанию в транспортное средство на борту может быть установлен дизельный двигатель. Топливный бак вмещает около 175 литров бензина, что достаточно для проезда более 500 км.
Хотя на заводе, который носит его имя. Лихачева производство бортовых автомобилей ЗИЛ-433360 было приостановлено на длительное время, доказанная надежность оборудования в сочетании с доступной стоимостью обусловили возобновление выпуска этих грузовиков.
Дополнительные опции для ЗИЛ
По заказу автомобиль ЗИЛ 433360 может комплектоваться следующими узлами:
- теплоизоляционная крышка;
- теплая постель;
- стабилизатор задней подвески;
- предпусковой подогреватель двигателя;
- блокировка дифференциала с электропневматическим приводом;
- микропроцессорная система зажигания.
Модификации
ЗИЛ 433360 является модернизированной версией ЗИЛ 431410. Модель представлена единственной модификацией с возможностью установки дополнительных опций.
Тюнинг
Тюнинг включает в себя ряд работ по улучшению транспортных характеристик и повышению уровня комфорта во время вождения.
Например, можно сделать кабину водителя более комфортной. Для этого потребуется звукоизоляция, чтобы снизить уровень слышимости в кабине во время работы. Возможна установка пневматического сиденья, которое будет регулироваться по высоте, чтобы водитель меньше уставал.
Для более плавной езды внедорожника рекомендуется установить пневмоподвеску или заменить амортизаторы. Благодаря этому водитель практически не почувствует неровности дороги.
Эксплуатация и ремонт экономичного грузового автомобиля ЗИЛ-433360
В начале 70-х годов промышленности СССР потребовался новый, более мощный и в то же время экономичный грузовой транспорт. Автомобиль должен был соответствовать всем требованиям международного сообщества к такому автомобилю. Благодаря выгодному расположению в Москве и наличию уже накатанной производственной схемы на базе модели 130 завод им. В.И. Лиячева.
К 1977 году был готов первый опытный образец, согласно внутренней заводской документации, Модель 169, который выпускался с небольшими доработками в течение 30 лет. Исходя из этого, потребителю были представлены ЗИЛ-433360, 433100, пожарный вариант 433104, различные длиннобазные и короткобазные бортовые версии и даже седельные тягачи.
Руководство по ремонту
При ремонте и диагностике этого автомобиля специалисты часто забывают, что перед ними только одна из удачных модификаций модели 4331. Поэтому руководства по ремонту ЗИЛ-433360 может и не быть.
При необходимости необходимо использовать документы от предыдущих моделей этой серии, так как многие решения для всех машин идентичны.
В системе карданной передачи задействована пара валов, между которыми находится промежуточная опора сцепления. Сцепление автомобиля выполнено по образцу, ранее использовавшемуся на модели 130 — классическая корзина выжимного подшипника с пневматическим приводом.
Читая инструкцию по эксплуатации и техническому обслуживанию данного автомобиля, пользователь должен понимать, что в ней показаны не все варианты дополнительного оборудования. Очень часто описывают 360 «чистых». Поэтому схемы дополнительного оборудования придется искать самостоятельно.
С другой стороны, не стоит забывать, что автомобиль представляет собой обновленную версию 130, и, несмотря на гарантии конструкторов на новый автомобиль, многие детали здесь остались прежними. И если водитель уверенно чинил старую версию, то и здесь решит. Опыт не зависит от номера модели.
Цена нового и б/у
Производство ЗИЛ 433360 закончилось довольно давно, но подержанные модели до сих пор продаются. Автомобили 1995–1997 годов будут стоить 130–250 тысяч рублей, 2002–2004 годов — 310–420 тысяч рублей. Стоимость автомобилей в отличном состоянии может достигать 650-700 тысяч рублей.