- История появления и современное состояние дел
- Из 1974 года – в XXI век
- Разработка и выпуск
- Назначение
- Трактор Т-150
- Гусеничный
- Колесный
- Модификации
- Особенности конструкции
- Плюсы и минусы трактора
- Особенности устройства и эксплуатации
- Кабина и комфорт
- Навесное оборудования для трактора Т-150
- Модификации Т-150
- Технические характеристики
- Вес и габариты
- Кабина
- Двигатели Т-150
- Коробка передач
- Ходовая часть (трансмиссия)
- Гидравлическая система
- Расход топлива
- Опыт эксплуатации трактора Т-150К. Достоинства и недостатки
- Цена нового и подержанного трактора
- Развитие Т-150К
История появления и современное состояние дел
Производство тракторов линейки Т-150 было налажено более сорока лет назад, и сначала была выпущена колесная модификация Т-150К – первые образцы машины сошли с конвейера в 1971 году. Версия Оригинал Модель Т-125, снятая с производства в 1967 году, использовалась в качестве прототипа при разработке. Результатом глубокой модернизации Т-125 стала модель 150. В 1979 г новая версия успешно прошла испытания в США, а в 1983 г был запущен гусеничный трактор Т-150.
гусеничный трактор Т-150
Эта модель тракторной техники оказалась очень удачной, и производство модифицированной версии трактора продолжается и по сей день. Машина, которая поставляется в различные страны мира, успешно справляется с задачами в любых погодных и климатических условиях и используется в качестве лесовоза, трактора, скрепера и т.д. Практика показывает, что данная модель техники способна работать длительное время даже при отсутствии должного обслуживания, так как узлы и механизмы трактора имеют значительный запас прочности и долговечности.
За время своего существования модель ХТЗ Т-150 неоднократно модернизировалась. В частности, заменен силовой агрегат, периодически обновляются и совершенствуются органы управления трактора Т-150. Нацеленность на улучшение условий труда оператора позволяет машине долгие годы пользоваться повышенным спросом в своем сегменте рынка.
Модель Т-150 в настоящее время выпускается в РФ (завод ОрТЗ) и в Украине (предприятия ХТЗ и ХТА). Тракторы, выпускаемые разными заводами, имеют общую базу и минимум отличий друг от друга.
Из 1974 года – в XXI век
Т-150 — энергоемкий универсальный сельскохозяйственный гусеничный трактор производства Харьковского тракторного завода. Выпускался с 1974 года до недавнего времени. Наиболее распространенным является энергонасыщенный колесный трактор Т-150К, более унифицированный с ним. Различия между ними заключаются в операционных системах, поворотных механизмах, стойках, редукторах (унифицированных по элементам) и в системах управления. Разработка и серийное производство семейства, не только родственного, но и имеющего высшую степень унификации колесных и гусеничных тракторов, является очень сложной задачей. Только советская промышленность и корпорация John Deere могли справиться с этим. Про гусеничный Т-150 — в этом посте.
Разработка и выпуск
Трактор Т-150 — модель, выпускаемая Харьковским тракторным заводом с 1974 года. Завод до сих пор выпускает модификации и более совершенные версии флагмана. Модель трактора Т-150 востребована, популярна у владельцев фермерских хозяйств, используется на промышленных предприятиях и стройках.
Трактор Т74 стал прототипом Т-150. В отличие от своего предшественника, более новая и продвинутая модель имеет:
- увеличенная мощность двигателя;
- больший эксплуатационный вес;
- передний центр тяжести;
- другой тип КПП;
- две основные гусеницы (в базовой модели);
- наличие руля;
- удельное давление на грунт — снижено в 2 раза;
- снижение расхода топлива;
- растягивающее напряжение увеличилось на 30%;
- жесткий каркас безопасности кабины (с 2013 года все тракторы ХТЗ Т-150 оснащены защитным каркасом).
Тягач Т-150
Флагманский Т-150 имеет ряд недостатков, которые перевешиваются его функциональным назначением. К наиболее заметным недостаткам можно отнести низкую скорость передвижения по сравнению с колесной моделью, а также запрет движения по дорогам общего пользования с твердым покрытием.
Назначение
ХТЗ Т-150К — один из немногих советских тракторов, который оказался настолько интересен зарубежным заказчикам, что участвовал в международных испытаниях в США. Машина была разработана Харьковским тракторным заводом и имела большой потенциал для дальнейшего усовершенствования. Отметим, что рассматриваемая модель имеет унифицированную конструкцию с гусеничным трактором Т-150. В автомобиле было использовано множество инновационных решений, но эта особенность не сказалась негативно на ремонтопригодности. Со временем эти новаторские разработки стали обычным явлением. Кроме того, унификация с гусеничной модификацией Т-150 позволила удешевить производство запчастей, а значит, сделать трактор работоспособным даже в полевых условиях.Основное назначение машины — сельское хозяйство. В частности, машина распространена в таких операциях, как рыхление, окучивание, вспашка, культивация, посев зерновых и овощей, подготовка семенного ложа, обработка целины и другие задачи. Кроме того, этот тягач доказал свою эффективность при погрузочно-разгрузочных работах, буксировке тяжелых прицепов. На муниципальном уровне машина способна выполнять дорожно-строительные и монтажные работы. В свое время трактор Т-150К поставлялся во многие страны постсоветского пространства. Машина получила несколько модернизированных версий, что только укрепило всемирную популярность трактора. На уровне общин машина способна выполнять дорожно-строительные и монтажные работы. В свое время трактор Т-150К поставлялся во многие страны постсоветского пространства.Машина получила несколько модернизированных версий, что только укрепило всемирную популярность трактора. На уровне общин машина способна выполнять дорожно-строительные и монтажные работы. В свое время трактор Т-150К поставлялся во многие страны постсоветского пространства. Машина получила несколько модернизированных версий, что только укрепило всемирную популярность трактора.
Трактор Т-150
Универсальный трактор Т-150 выпускает Харьковский тракторный завод. Эта модель прекрасно сочетает в себе качества скоростного трактора общего назначения и многофункционального транспортного трактора.
Гусеничный
Такие модели можно использовать в процессе создания агрокомплексов. Экскаваторы, созданные на базе гусеничной модификации трактора ХТЗ Т-150, используются при устройстве подъездных дорог и выравнивании поверхности. Кроме того, гусеничный трактор Т-150 можно использовать для вспашки, посева, обработки и уборки урожая.
Фото гусеничного трактора Т-150
Колесный
Т-150 с колесами имеет более широкое применение. Его также можно использовать в сельском хозяйстве и дорожном строительстве. Высокие эксплуатационные характеристики и максимальная скорость движения в транспортном положении качественно выделяют модель на общем фоне. Отличительной особенностью модели является минимальная нагрузка на грунт, что достигается за счет использования удлиненной колесной базы. На базе колесной вариации Т-150 также был создан экскаватор.
Колесный трактор Т-150 фото
Модификации
Трактор выпускался в нескольких модификациях:
- промышленный вариант Т-158;
- средний колесный трактор Т-155;
- деревопромышленный вариант Т-157 (трелевочный);
- зарядное устройство Т-156;
- трактор Т-150КД, дополненный бульдозерным оборудованием.
На базе Т-150 была разработана военная модификация Т-154, использовавшаяся для буксировки артиллерийских установок и инженерно-строительных работ. Главным его отличием от базовой версии было наличие буксирного крюка, который заменил маятниковую сцепку.
Особенности конструкции
Шасси трактора Т-150 базируется на несущей раме жесткого типа, включающей две мощные продольные швеллерные (коробчатые) балки, соединенные поперечно спереди и три промежуточные стальные балки — поперечины, соединенные заклепками. К раме через блок рессорной подвески крепятся 2 ведущие тележки с гусеничным ремнем из сорока шести звеньев каждая, передние звездочки, направляющие катки с натяжными устройствами и демпферами, опорные колеса и опора.
Рулевое управление гусеничной версии машины рулевое. Также возможно включать разные передачи для каждой гусеницы. Поэтому тяжелую машину можно развернуть практически в одном месте.
В варианте с колесами Т-150К рама состоит из двух частей, соединенных шарнирно, с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. В передней половине шасси расположены двигатель, коробка передач, кабина и бак для дизельного топлива. На задней полураме имеется шарнирная система, предназначенная для крепления навесного оборудования. Ведущими являются передний и задний мосты трактора. В этом случае задний можно отключить.
На тракторе Т-150 двигатель расположен впереди. К задней части двигателя жестко прикреплены сцепление и двухходовая коробка передач, два выходных вала которых связаны карданными передачами с правой и левой главными коническими шестернями, установленными на заднем мосту. Главные передачи связаны с планетарными бортовыми передачами, на которых установлены звездочки гусеничных цепей.
Повернуть трактор можно двумя способами. Кинематический способ предполагает включение с помощью гидромуфт разных передач с левой и правой сторон. При кинематическом рулевом управлении обе гусеницы остаются впереди (активными), и весь вес трактора используется для создания тягового усилия. Силовой метод заключается в снижении давления масла в гидромуфте на обшивке панели. Трактор управляется рулем в режиме гидроусилителя руля. Наименьший радиус поворота обеспечивается поворотом тормоза в нужную сторону после полного выключения гидромуфты.
В коробке передач установлена кабина и бак для дизельного топлива емкостью 315 литров. Коробка передач включает транспортный, тяговый (медленный), рабочий режим и задний ход. Переключение передач (всего их четыре, для каждого из вышеперечисленных режимов) производится гидромуфтами, без остановки, под нагрузкой и в движении. Тормоза — ленточные, с двумя натянутыми ветвями. Гидравлическое оборудование: раздельная модульная система управления навесными и прицепными машинами; отдельная система рулевого управления и переключения передач. Рулевое управление гидромеханическое.
Пневматическое оборудование: управление сцеплением и тормозами прицепа.
Электрооборудование: бортовая сеть с внутренним напряжением 12 В. Пусковое напряжение — 24 В. Аккумуляторные батареи — 6СТ-190А3 (2 шт.)
Навеска трактора гидравлическая, одноцилиндровая, с 2-х и 3-х точечным регулированием.
Плюсы и минусы трактора
При изучении мнений непосредственных покупателей и потребителей техники эксплуатация трактора Т-150 имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны спецбригад:
- Машина оказывает низкое давление на почву, что позволяет получить надлежащий эффект обработки почвы.
- Высокая производительность. Наличие вспомогательного оборудования и приспособлений позволяет увеличить производительность машины за счет скоростных режимов.
- Трансмиссия трактора Т-150К. Спецтехника имеет две коробки передач, что значительно снижает нагрузку на трансмиссию спецтехники.
- Отличная ремонтопригодность. Имеющиеся запчасти, в том числе бывшие в употреблении, используются для восстановительных работ.
- Используйте для всех сезонов. Трактор можно использовать как летом, так и зимой, например, для расчистки дорог от снега и т.п
- Простота дизайнерского решения. Простота конструкции гусеничного трактора Т-150 отлично зарекомендовала себя при использовании в сельском хозяйстве.
- Наличие дополнительных аксессуаров позволяет использовать технику для подсобных работ в сельском хозяйстве, для строительного и дорожного хозяйства.
- Минимальный расход топлива.
- Отличные условия работы оператора в кабине машины.
Кроме того, имеется ряд недостатков, среди которых:
- Элементы гусеницы имеют более высокую степень износа, что приводит к частой замене или ремонту.
- Медленная скорость передвижения.
- Механизм работы гидросистемы, где нет возможности запуска охлаждающей жидкости, до конца не разработан.
- Рулевое управление трактора Т-150К имеет низкие параметры эффективности для выполнения определенных рабочих характеристик.
- В зимнее время года затруднен запуск двигателя.
В то же время положительные характеристики сельскохозяйственной техники позволяют использовать спецтехнику для различных видов работ на земле, а также в других отраслях народного хозяйства.
Особенности устройства и эксплуатации
- На Т-150 установлена силовая установка СМД-60, которая применялась на первых модификациях. Этот агрегат получил жидкостное охлаждение и турбонаддув. Шестицилиндровый дизель получил V-образное расположение цилиндров, удельный расход топлива составлял 185 г/л. С одним. Вместе с принадлежностями вес двигателя составляет 1110 кг. Двигатель мощностью 165 лошадиных сил обладает хорошими тяговыми характеристиками, позволяющими работать с большими нагрузками и в самых труднодоступных условиях. Для запуска силовой установки используется двухтактный бензиновый двигатель Р-350. По сути, это вспомогательная группа мощностью 13 лошадиных сил, которая, в свою очередь, приводится в действие электростартером. В качестве альтернативы стартер можно активировать вручную; для этого,предусмотрена веревка, намотанная на шкив. Более того, обратите внимание на систему смазки в сочетании с двумя уровнями очистки. Так первый уровень предполагает очистку масла и топлива от крупных частиц, а второй уровень используется для задержания мелких частиц. Еще одним конструктивным элементом является шестеренчатый насос, создающий необходимое давление масла в контуре. В качестве системы питания выступает топливный насос, а также двухступенчатая система очистки топлива и форсунки с четырехточечным впрыском. Для увеличения дальности полета двигатель оснащен 430-литровым топливным баком. Среди вспомогательного оборудования, гарантирующего бесперебойный запуск и работу двигателя в течение всего рабочего дня, выделим систему воздушного охлаждения,воздушный фильтр, пневмокомпрессор, генератор, выпускной коллектор.Новые версии Т-150 получили 180-сильный форсированный двигатель с повышенным тяговым усилием в диапазоне 3-6 тс.
- Трактор оснащен механической коробкой передач с 12 передачами переднего хода, имеющими четыре диапазона работы: медленный, рабочий, транспортный и задний. Крутящий момент и мощность двигателя передаются на трансмиссию через сухое фрикционное сцепление. Сама коробка передач имеет оптимизированное передаточное число и включает в себя две составляющие: главную и раздаточную. Обе части выполнены в отдельных оболочках, жестко связанных друг с другом. Кроме того, конструкция коробки передач включает два вала, один главный и один ведомый, а переходы между передачами осуществляются гидромуфтами. Благодаря этим муфтам удалось избежать потерь мощности. Как и у многих других современных малогабаритных тракторов, у Т-150 для переключения передач используется классический рычаг.Переключать передачи можно при полной остановке машины.Для повышения безопасности в коробку встроена блокировка, которая предотвращает запуск двигателя при включенной передаче.
- Коробка передач оснащена собственной гидросистемой, имеющей простую и неприхотливую конструкцию, состоящую из:
- шестеренчатый насос производительностью 35 литров в час
- два фильтра (основной и впускной)
- линия доставки
- клапанный коллектор
- дополнительный компонент охлаждения — радиатор
- батарея
- шланг и линии.
Кроме того, трансмиссия получила вал отбора мощности с режимами работы 500-1000 об/мин.
Трактор Т-150 получил очень компактные габариты, его отличает короткая колесная база, а также малый радиус поворота. Это значительно улучшило маневренность и динамические характеристики. Помимо небольшого размера, мы отметили и другие характеристики кузова: минимальные свесы кузова, высокий дорожный просвет, большие углы въезда и съезда, большие широкопрофильные колеса с глубоким протектором, а также прочную защиту днища и моторного отсека. Благодаря этим особенностям удалось полностью раскрыть потенциал трактора Т-150 в поле, в том числе потенциал полного привода и блокировки межосевого дифференциала, которую можно задействовать при необходимости преодоления 30-процентного подъема, глубокие ямы, колеи и другие препятствия.
Кабина и комфорт
Трактор Т-150 оснащен многофункциональной кабиной, уровень комфорта которой значительно превосходит советские тракторы предыдущих годов выпуска. Советские специалисты-модернизаторы сделали кабину комфортной и адаптированной к суровым ледовым условиям. В первую очередь кабина получила защитное антикоррозийное покрытие, а также звукоизоляцию салона. Разумеется, это позволило снизить вибрации и шум, исходящие от силовой установки. Во-вторых, кабина получила автономную систему отопления и кондиционирования, чтобы было комфортно работать в любое время года. Сиденье водителя и рулевая колонка могут быть отрегулированы под ваш рост, вес и комплекцию. Органы управления расположены эргономично, до них не нужно дотягиваться.Так что почти все органы и переключатели расположены перед сиденьем водителя. В частности, в ней задействованы непосредственное рулевое колесо, переключатель дальнего и ближнего света, механизмы управления ТНВД, педали акселератора, тормоза и сцепления, рычаг переключения передач, рычаги переднего моста и стояночного тормоза, а также механизмы управления гидросистемой автомобиля насос и орудие. Кроме того, на передней панели расположены приборы: спидометр, указатель уровня топлива, температуры и давления моторного масла. Широкая площадь остекления обеспечивает почти панорамный обзор и устраняет слепые зоны. Исходя из вышеизложенного, необходимо признать, что кабина трактора Т-150 является одним из самых технологичных узлов рассматриваемой машины.переключатель дальнего и ближнего света, механизмы управления ТНВД, педали акселератора, тормоза и сцепления, рычаг переключения передач, рычаги переднего моста и стояночного тормоза, а также механизмы управления гидросистемой насоса и орудия. Кроме того, на передней панели расположены приборы: спидометр, указатель уровня топлива, температуры и давления моторного масла. Широкая площадь остекления обеспечивает почти панорамный обзор и устраняет слепые зоны. На основании вышеизложенного необходимо признать, что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлов рассматриваемой машины: переключатель дальнего и ближнего света, механизмы управления ТНВД, ножные педали газа, тормоз и сцепление, рычаг переключения передач,рычаги переднего моста и стояночного тормоза, а также механизмы управления насосом и гидравликой агрегата. Кроме того, на передней панели расположены приборы: спидометр, указатель уровня топлива, температуры и давления моторного масла. Широкая площадь остекления обеспечивает почти панорамный обзор и устраняет слепые зоны. Исходя из вышеизложенного, необходимо признать, что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлов рассматриваемой машины, как и гидромеханизмы управления насосами и агрегатами. Кроме того, на передней панели расположены приборы: спидометр, указатель уровня топлива, температуры и давления моторного масла. Широкая площадь остекления обеспечивает почти панорамный обзор и устраняет слепые зоны.Исходя из вышеизложенного, необходимо признать, что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлов рассматриваемой машины, как и гидромеханизмы управления насосами и агрегатами. Кроме того, на передней панели расположены приборы: спидометр, указатель уровня топлива, температуры и давления моторного масла. Широкая площадь остекления обеспечивает почти панорамный обзор и устраняет слепые зоны. На основании изложенного следует признать, что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлов рассматриваемой машины.Что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлы машины в том, что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлов рассматриваемой машины.Надо признать, что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлов рассматриваемой машины, как и гидромеханизмы управления насосами и агрегатами. Кроме того, на передней панели расположены приборы: спидометр, указатель уровня топлива, температуры и давления моторного масла. Широкая площадь остекления обеспечивает почти панорамный обзор и устраняет слепые зоны. На основании изложенного следует признать, что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлов рассматриваемой машины.Что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлы машины в том, что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлов рассматриваемой машины.Надо признать, что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлов рассматриваемой машины, как и гидромеханизмы управления насосами и агрегатами. Кроме того, на передней панели расположены приборы: спидометр, указатель уровня топлива, температуры и давления моторного масла. Широкая площадь остекления обеспечивает почти панорамный обзор и устраняет слепые зоны. На основании изложенного следует признать, что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлов рассматриваемой машины.Что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлы машины в том, что кабина трактора Т-150 является одним из наиболее технологичных узлов рассматриваемой машины.
Навесное оборудования для трактора Т-150
Трактор Т-150 можно дополнить следующими аксессуарами:
- Дисковый культиватор
- Плуг
- Дисковая борона
- Культиватор
- Сеялка
- Ролик для уплотнения
- Прицепной зерноуборочный комбайн
- Разбрасыватель
- Плоский культиватор-фреза
- Игольчатая борона для зацепления 1-5 приспособлений
- Сеялка-культиватор для посева зерновых культур.
Модификации Т-150
Трактор Т-150 получил несколько модификаций, несомненно заслуживающих отдельного рассмотрения:
- Т-155 — Инженерная модификация тягача для нужд армии, для буксировки артиллерийских орудий
- Т-155К — усовершенствованная военная модификация для инженерных войск и артиллерийского транспорта. Подходит для земляных работ
- Т-156 — тягач, выполненный в виде классического фронтального погрузчика для погрузки и разгрузки грузов. Эта версия получила крупнотоннажный ковш объемом 1300 куб.
- ЛТ-157 — специализированная версия для лесохозяйственных работ
- Т-158 — промышленный колесный трактор для технологических и транспортных задач
- Т-150КД — бульдозерный отвал.
Трактор Т-150 получил неоспоримые преимущества, такие как высокая производительность, хорошая ремонтопригодность и прочная конструкция. Машина оказалась настолько конструктивно простой, что ее можно отремонтировать в полевых условиях при наличии необходимых инструментов.
Технические характеристики
Мощный и маневренный полноприводный четырехколесный трактор отличается очень компактными габаритами в пределах 6,13 х 2,46 х 3,17 метра. Сухая масса машины 8400 кг, база 2,86 метра, колея 1,68/1,86 м, дорожный просвет гусеничного и колесного тягача 300 и 400 мм соответственно, радиус поворота 6,5 метра.
Каркас шарнира полурамочного типа выполнен из швеллеров и балочных поперечин, скрепленных сплошными заклепками. В его передней части установлен силовой агрегат, соединенный с трансмиссией через механизм сцепления, коробка передач с раздаточной коробкой и карданными передачами. Навесная рама вращается усилием 2-х гидроцилиндров.
- Разработчик — Харьковский тракторный завод
- Тип двигателя: ЯМЗ-236Д-3, V-образный шестицилиндровый дизель
- Мощность — 165 лошадиных сил
- Номинальные обороты в минуту — 2100 об/мин
- Объем двигателя — 11 литров
- Электростартер — да
- Расход топлива — 220 г/кВт в час
- Трансмиссия — механическая с 12 скоростями переднего хода
- Независимый карданный вал — да
- Режимы работы ВОМ — 500 и 1000 об/мин
- Тормоза — с пневматическим приводом
- Колеса — одинарные или двойные (в зависимости от модификации)
- Тип задней навески: гидравлическая трехточечная
- Грузоподъемность сцепки — 4500 кгс
- Объем колесной базы — 2860 мм
- Параметры гусеницы — 1680 и 1860 мм
- Габариты трактора, мм: Длина — 6130, Ширина — 2406, Высота — 3195
- Свободное пространство — 400 мм
- Масса трактора — 8200 кг
- 4х4 полный привод — да
- Радиус поворота — 6500 мм
- Максимальная скорость вперед — 30 км/ч
- Максимальная скорость заднего хода составляет 10 км/ч.
Вес и габариты
- Габариты ДШВ: 5735 (без буксируемых орудий) / 2340/3165 мм.
- База – 2860 мм, дорожный просвет 40 см.
- Радиус разворота – до 6,5 м.
Масса Трактора Т-150 составляет 8100 — 8750 кг в зависимости от комплектации и модификации. Следовательно, трактор с большим навесным оборудованием будет весить больше.
Кабина
Двухместный вариант кабины установлен на передней полураме трактора Т-150к, в центре зоны тяжести. Такое расположение технически снижает вибрацию и джиттер.
Сама кабина изготовлена из шумо- и вибропоглощающих материалов и агрегатов, где при снижении вибрации обеспечивает комфортные условия для оператора.
Работу облегчают круглое остекление и наличие дворников. Для комфортной работы зимой установлен специальный обогреватель. После регулировки кабины в 2013 году на устройстве для безопасности была использована специальная рама.
Двигатели Т-150
Основным двигателем трактора Т-150, который, собственно, и разрабатывался для него изначально, является дизель СМД-60 производства Харьковского дизельного завода «Серп и молот». Это дизельный V-образный шестицилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением, оснащенный турбокомпрессором. Его рабочая мощность составляет 150 лошадиных сил. Дизельный двигатель запускается бензиновым двигателем, который, в свою очередь, запускается электростартером.
СМД-60.
Двигатели Т-150 отличаются следующими техническими характеристиками (в скобках цифры для варианта ЯМЗ-236Д3):
- Мощность — 150 л.с.(175).
- При частоте вращения — 2000 об/мин (2100).
- Рабочий объем 9,15 литров (11,15).
- Вес — 0,95 т (1,00).
- Расход дизельного топлива – 217 г/кВтч (220).
ЯМЗ-236Д3.
Также гусеничные Т-150 оснащались дизелями модели ЯМЗ-236М2-59:
- Мощность — 180 л.с
- Номинальная скорость — 2100 об/мин.
- Удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя составляет 245 г/кВт·ч (180 г/л.с.·ч).
- Максимальный крутящий момент составляет 667 Нм при 1250-1450 об/мин.
Для облегчения пуска двигателя трактора при низких температурах воздуха предусмотрено применение предпускового подогревателя ПЖБ-300.
Коробка передач
Возможные области работы значительно расширены благодаря установке многоступенчатого редуктора. В нем предусмотрено несколько режимов: рабочий, задний, транспортный и медленный, в каждом из них по 4 ступени. Максимальная скорость движения составляет 30 км/ч.
Ходовая часть (трансмиссия)
Трактор Т-150К оснащен механической коробкой передач, передающей крутящий момент на колеса. Включает в себя следующие единицы:
- пневматическое двухдисковое сухое сцепление;
- коробка передач;
- рычаг управления;
- главная передача;
- межосевой дифференциал;
- окончательный перенос.
Механизмы и узлы привода монтируются в отдельных корпусах или открыто.
Передача крутящего момента от раздаточной коробки к дифференциалам переднего и заднего мостов осуществляется через карданные валы. Они могут работать при значительном смещении передней и задней рам друг относительно друга.
Карданная передача имеет промежуточный подшипник с подвесным подшипником. Оси имеют сложное устройство с накатным соединением для изменения длины при повороте трактора.
И передний, и задний мосты трактора являются ведущими, причем последний постоянно подключен. Они имеют главные передачи, взаимозаменяемые друг с другом. Их тела прикреплены к шипованным мостам.
Главная передача состоит из ведущей шестерни с косозубыми коническими шестернями и дифференциала повышенного трения. Этот механизм обеспечивает разную скорость вращения колес при прохождении поворотов.
Прямой привод осуществляется через бортовые передачи или планетарные колесные редукторы. Он включает в себя солнце, неподвижный эпицикл, спутники и авианосец. Ведомая часть трансмиссии смонтирована в отдельном корпусе, к которому крепится колесо.
Гидравлическая система
Гидравлическое оборудование данной модели состоит из следующих частей:
- Раздельная модульная система складывания.
- Поворотная система управления.
- Система, выполняющая функции переключения передач.
Также стоит отметить, что на модели трактора Т-150К до 2013 года раздельная система навески агрегата и система рулевого управления совмещены.
Расход топлива
Изначально трактор Т-150К проектировался для работы на дизельном топливе. При температуре окружающего воздуха выше нуля градусов производитель автомобиля рекомендует использовать летнее топливо марок «L» или «DL». В том случае, если температура окружающего воздуха колеблется в пределах от нуля до -30 градусов, необходимо заправить бак зимним топливом марок «З» или «ДЗ».
Исходя из эксплуатационных характеристик, расход топлива трактора на холостом ходу составляет 9,1 кг/ч. Расход топлива в номинальном режиме работы – 30,7 кг/ч.
Опыт эксплуатации трактора Т-150К. Достоинства и недостатки
Харьковский тракторный завод выпускает эту модель уже почти 45 лет. За этот период накоплен значительный опыт эксплуатации трактора Т-150К в различных климатических условиях. Полученная информация была обобщена для усовершенствования конструкции и разработки рекомендаций по эффективному использованию технологии. В частности, разработано руководство по эксплуатации и ремонту.
Специалисты выделяют следующие периоды в использовании трактора Т-150К и его модификаций:
- Обкатка и запуск машины. Только что купленный трактор должен быть должным образом подготовлен к первому запуску двигателя. Для этого необходимо тщательно осмотреть механизмы и агрегаты, проверить наличие и уровень масла в картере двигателя, коробке передач и в гидросистеме. Заправляйте автомобиль топливом: сезонным дизельным топливом и бензином. На этапе обкатки трактора не допускается полная загрузка силового агрегата и механизмов. По окончании процесса производится замена моторного и трансмиссионного масла.
- При эксплуатации трактора Т-150К необходимо строго придерживаться рекомендаций производителя и обеспечивать своевременное регламентное обслуживание техники. При этом особое внимание специалисты уделяют состоянию и работе дизеля СМД-62. К типичным поломкам относятся выход из строя блока турбокомпрессора, закоксовывание маслосъемного кольца из-за неподходящего теплового режима и некоторые другие.
- Точная диагностика и своевременный ремонт систем и механизмов. Чтобы сократить время простоя оборудования, доверять восстановление его работоспособности должны только квалифицированные и опытные мастера. При необходимости замены деталей следует покупать только оригинальные запчасти и аксессуары.
- При длительном хранении трактора Т-150К мероприятия по консервации проводят в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Это позволит сохранить машину в рабочем состоянии в течение длительного времени. Особое внимание уделяется системам двигателя, трансмиссии и электрооборудования.
В ходе многолетней эксплуатации тракторов Т-150К были выявлены их сильные и слабые стороны. К преимуществам относятся следующие преимущества:
- Машина может использоваться как на дорогах общего пользования за счет хода колес и соответствия габаритно-массовых характеристик требованиям ПДД.
- Многофункциональность. Трактор можно использовать для широкого спектра сельскохозяйственных и других работ. Наличие важного парка навесного и полукомплектного оборудования,
- Долгий срок службы двигателя ЯМЗ, трансмиссии, ходовой части и других систем и механизмов.
- Комфортные условия труда для механизатора и, как следствие, более высокая производительность труда.
- Высокая скорость и большая грузоподъемность при выполнении транспортных операций.
В то же время у колесного трактора есть и ряд особенностей, от которых невозможно избавиться без полной переделки конструкции. Эти недостатки необходимо учитывать при эксплуатации:
- Повышенное удельное давление на грунт по сравнению с гусеничной версией и склонность к заносу при выборе неправильного режима движения на бездорожье.
- Снижение тягового усилия на 25 — 35% из-за особенностей колесного движителя.
- Увеличение расхода топлива и небольшое снижение производительности.
- Более высокая стоимость трактора за счет использования кабины со встроенным каркасом безопасности.
Описанные выше недостатки показаны в сравнении с гусеничным трактором Т-150, который является одной серией с колесной моделью. При правильной эксплуатации машин эти характеристики нивелируются и становятся практически незаметными.
Цена нового и подержанного трактора
Купить новый трактор любой модификации можно в техцентрах и представительствах компаний-посредников. В зависимости от модели и стандартного оснащения покупка обойдется в 580-620 тысяч гривен ($21 000-$23 000$).
Диапазон цен на подержанную тракторную технику этой марки колеблется от 150 до 300 тысяч гривен (5 000 – 10 000 долларов). Высокая ремонтопригодность изделия и доступный ассортимент запасных частей, узлов и агрегатов, унифицированных с другими однотипными машинами, позволяют полностью восстановить техническое состояние трактора на 90-95% при оптимальных затратах%.
Развитие Т-150К
Изначально заложенные конструктивные решения, технические характеристики трактора Т-150к, позволяли быстро ремонтировать модель, позволяли модели успешно эксплуатироваться, подвергаться различным модификациям и быть конкурентоспособными.
Последний факт подтверждается продолжающимся производством данной модели на Орловском тракторном заводе, входящем в группу компаний «Альфа-Техник».
Помимо базовой модификации под названием ОрТЗ-150к, завод выпускает еще восемь машин (от фронтального погрузчика до аэродромно-ремонтной машины), выполненных на базе трактора.