МАЗ-509 грузовой автомобиль и лесовоз с лебедкой, по какой цене в России можноь купить самосвал

История выпуска МАЗ-509

Перед разработчиками МАЗ-509 стояла задача создать достойную альтернативу устаревшим на тот момент грузовикам 200-й серии. В это время в Минский автозавод были вложены значительные средства, и автомобиль должен был стать наглядным свидетельством того, что предприятие не только полностью восстановилось после войны, но и успешно развивается.

Цель была достигнута: в послевоенную серию вошли самосвал МАЗ-500 (пять модификаций) и полноприводный МАЗ-505. Все эти модели до сих пор можно увидеть в работе, а также в многочисленных видеороликах, демонстрирующих высокое качество проектирования и сборки.

Лесовоз МАЗ
Грузовик выпускался в различных комплектациях

Многие технические решения применены впервые. Например, убедить разработчиков в целесообразности бескапотной конструкции можно только на основании зарубежного опыта; он ранее не применялся в отечественном автомобилестроении. При этом на запуск опытных образцов и отработку наработок времени не оставалось – все новинки сразу запускались в серийное производство. Каждый узел, каждая деталь, будь то приборная панель или док, проверены в рабочем состоянии.

Необходимость совмещения разработки с серийным производством привела к тому, что автомобили сходили с конвейера небольшими партиями, каждая из которых была укомплектована по сравнению с предыдущей. Для советского автомобилестроения это был практически уникальный опыт, когда достоинства перспективной разработки не только не уничтожались некачественной сборкой, а, наоборот, многократно проверялись в «полевых условиях» и уживались отлично.

В результате технические характеристики МАЗ-509 снискали ему славу одного из лучших грузовиков страны. Мощный, проходимый, надежный: он широко использовался на стройках, карьерах, лесозаготовках и т д.

Обновленный автопарк

Изначально 500-я серия, к которой относится этот автомобиль, была прогрессивной и в какой-то степени перевернула сознание советских инженеров и водителей. А все потому, что разработчики автомобиля предложили разместить двигатель прямо под кабиной, а не перед ней, как это было раньше. Кроме того, самой кабине дали возможность откидываться, что облегчило доступ к основным агрегатам МАЗ-509. Кроме того, отсутствие капота позволило увеличить длину всего грузовика и повысить его грузоподъемность. Первоначально такое инженерное предложение было воспринято в штыки, но зарубежный опыт показал, что такие машины вполне жизнеспособны, и поэтому техническая комиссия одобрила проект.

Достойная смена

Поэтапная техническая модернизация автомобиля привела к тому, что он мог ехать быстрее. Скорость грузовика возросла с 60 км/ч до 65 км/ч, что стало возможным за счет изменения передаточного числа коробки передач. МАЗ-509 отличался от своего прародителя еще и тем, что имел более широкую колесную базу, размер которой сразу увеличился на 10 сантиметров. Кроме того, появилось двухдисковое сцепление и увеличилась грузоподъемность (на полтонны). Изменениям подвергся и передний мост: вместо планетарных были установлены обычные коробки передач.

Конструктивный ряд

В ассортименте белорусского завода разработано множество модификаций для перевозки древесины. Из их:

  1. Тягач МАЗ с удлиненной рамой (сортиментовоз), предназначенный для перевозки короткомерного леса, отличается высокой маневренностью, способной перевозить грузы на любые расстояния.
  2. Тележки с поворотным спальным местом взаимодействуют с буксируемым катера. Транспорт обладает хорошей маневренностью и отлично подходит для местных перемещений.
  3. Полуприцеп в паре с тягачом позволяет перевозить пиломатериалы любой длины.
  4. Прицепы для проезда в составе автопоезда.
  5. Погрузчики оснащены ковшом для труб и круглого леса.

Новые модели оснащены телескопической стрелой, которая складывается в тройное положение и может достигать вылета около семи метров.

Новые модели

В начале 90-х годов белорусские разработчики запустили в производство самый современный лесовоз МАЗ-6317, который выпускался в двух модификациях (лесовоз и эвакуатор). Такой подход позволил унифицировать узлы и агрегаты для работы с различными типами леса.

Технические показатели данной модели:

  • тип силовой установки — дизель;
  • формула движения — 6*6:
  • мощность двигателя – 420 лошадиных сил;
  • коробка передач – механика с девятью ступенями;
  • показатель максимальной скорости составляет 80 километров в час;
  • грузоподъемность (т) — 1,34/2,91 (по модификации);
  • длина/ширина/высота (м) – 1,03/2,55/4,0 или 7,82/2,5/3,52.

Следующая модель МАЗ-6303 — лесовоз, который выпускается до сих пор. Лесовоз дополнительно оснащен гидроманипулятором и стойками. Его технические показатели:

  • дизельный двигатель;
  • узел — 6*4;
  • показатель мощности – 400 лошадиных сил;
  • грузоподъемность — 15,8 тонны;
  • КПП — 9 ступеней, механика;
  • максимальная скорость – 90 километров в час;
  • габариты (м) — 6,6/2,5/3,7 (длина/ширина/высота).

Эта машина получила широкое распространение благодаря наличию сервисных центров и доступности запчастей практически на всей территории бывшего СССР.

Лесовоз МАЗ-509: характеристики, отзывы

Устройство лесовоза МАЗ-509

Автомобиль проектировался специально для лесовозных работ, поэтому получил усиленную раму, позволяющую перевозить грузы по дорогам с глубокими бороздами и въезжать в лесную зону. Для облегчения погрузки и разгрузки машина была оснащена мощной лебедкой. Прицеп-сборщик имел автоматическое буксирное устройство, которое позволяло складывать его и грузить на трактор, превращая лесовоз в двухосный. Особенно это помогало при езде на пустой машине.

При разработке серии были реализованы инновационные для того времени технические решения, большинство из которых оправдались, но некоторые оказались неадекватными. Например, бескапотная конструкция позволила значительно уменьшить габариты, полностью оправдав ожидания конструкторов. Но передний мост с планетарным дифференциалом, которым оснащалась первая партия 509Р, было решено заменить на обычный.

На автомобили устанавливался мощный шестицилиндровый двигатель с водяной системой охлаждения. Мощность двигателя позволяла использовать лесовоз в качестве тягача для прицепов и полуприцепов. Усовершенствованная раздаточная коробка обеспечила увеличение скорости и грузоподъемности. Трансмиссия и другие узлы и агрегаты также были усовершенствованы.

Конструктивные особенности

Как уже говорилось, лесовоз был построен на базе МАЗ-500, но имел ряд отличий. В то время все грузовики МАЗ были одними из самых современных в СССР, но лесовоз довольно сильно отличался от МАЗ-500 трансмиссией.

А вот трансмиссия, которая использовалась на МАЗ-509, несколько отличалась от других моделей. Лесовоз стал первым автомобилем Минского завода, который был оснащен полным приводом. Кроме того, был капитально отремонтирован редуктор лесовоза. У моделей МАЗ-509 она была 5-ступенчатой ​​и передаточные числа коробки тоже были другими. Сначала на лесовозы устанавливали передний мост с планетарным редуктором, от которого быстро отказались в пользу обычной конструкции моста.

Используемые полуприцепы

Для перевозки леса этим трактором использовались два ломовоза: ГКБ-9383 и ТМЗ-803М. Эти прицепы были двухосными и снабжены механизмом самобуксировки. Этот механизм позволял складывать тележку прицепа и загружать ее на тягач. Когда тележка не использовалась и грузилась на трактор, МАЗ-509 был двухосным, но когда требовалось перевозить пиломатериалы, прицеп раскладывался и лесовоз становился четырехосным, с двумя ведущими осями. Использование этих демонтажных прицепов позволяло перевозить на МАЗ-509 пиломатериалы длиной 17-27 м.

Предназначение

МАЗ-509, рама которого отличалась повышенной жесткостью, разрабатывался и служил для перевозки леса как по спецдорогам, так и по заградительным путям. При этом у него была возможность войти в лесозаготовку. Для обеспечения оптимальных условий погрузки/разгрузки машину с 1969 года стали снабжать лебедкой с вращающимися и откидывающимися козлами.

Всадник смог выдержать нагрузку, равную 5500 кгс. Грузовик комплектовался ломовым прицепом: ТМЗ-803М или ГБК-9383. Эти механизмы имели две оси и самоходное устройство, позволявшее при необходимости складывать тележку прицепа и грузить ее на тягач. В те моменты, когда тележка не работала и грузилась на тягач, МАЗ становился двухосным.

Технические параметры

Ниже приведены особенности, которыми обладает МАЗ — Трактор серии 509:

  • ширина/высота/длина – 2,6/2,9/6/77 метра;
  • колесная база (м) – 3,95;
  • снаряженная масса (т) — 8,8;
  • дорожный просвет – 30 сантиметров;
  • мощность двигателя – 200 лошадиных сил при объеме 11,15 литров;
  • максимальная скорость (км/ч) – 65 при среднем расходе топлива 48 литров на сто километров;
  • максимальная грузоподъемность (т) — 21.

Лесовозы МАЗ этой серии подразделялись на три основные модификации (509П, 509А, 509), основные отличия которых заключались в приводе, внешнем виде и некоторых технических деталях.

Лесовоз МАЗ-509: характеристики, отзывы

Новые модели

В начале 90-х годов белорусские разработчики запустили в производство самый современный лесовоз МАЗ-6317, который выпускался в двух модификациях (лесовоз и эвакуатор). Такой подход позволил унифицировать узлы и агрегаты для работы с различными типами леса.

Технические показатели данной модели:

  • тип силовой установки — дизель;
  • формула движения — 6*6:
  • мощность двигателя – 420 лошадиных сил;
  • коробка передач – механика с девятью ступенями;
  • показатель максимальной скорости составляет 80 километров в час;
  • грузоподъемность (т) — 1,34/2,91 (по модификации);
  • длина/ширина/высота (м) – 1,03/2,55/4,0 или 7,82/2,5/3,52.

Следующая модель МАЗ-6303 — лесовоз, который выпускается до сих пор. Лесовоз дополнительно оснащен гидроманипулятором и стойками. Его технические показатели:

  • дизельный двигатель;
  • узел — 6*4;
  • показатель мощности – 400 лошадиных сил;
  • грузоподъемность — 15,8 тонны;
  • КПП — 9 ступеней, механика;
  • максимальная скорость – 90 километров в час;
  • габариты (м) — 6,6/2,5/3,7 (длина/ширина/высота).

Эта машина получила широкое распространение благодаря наличию сервисных центров и доступности запчастей практически на всей территории бывшего СССР.

Лесовоз МАЗ с гидроманипулятором является представителем спецтехники, используемой при валке и транспортировке древесины. Показатели высокой производительности и эффективности обеспечиваются благодаря КМУ (Универсальный кран-манипулятор) с возможностью захвата ассортимента. По характеристикам грузовики не уступают отечественным и зарубежным аналогам.

Лесовозы серии МАЗ 6312А9 предназначены для перевозки сортиментов, досок и других пиломатериалов и продуктовых заготовок. На грузовике установлен дизельный силовой агрегат ЯМЗ-65010 с турбонаддувом.

При максимальной грузоподъемности 2,32 тонны максимальная скорость автомобиля составляет 85 километров в час. Масса полностью загруженного автомобиля составляет почти три с половиной тонны.

Особенности

Деревянный грузовик с манипулятором, изготовленный на базе МАЗ-6303, получил ряд доработок и доработок. Среди них можно выделить следующие аспекты:

  • шасси было модернизировано;
  • подрамник усилен;
  • установили две пары коек, что позволило надежно удерживать и фиксировать ассортимент;
  • установлена ​​пара лебедок;
  • между кабиной и платформой устанавливается специальная барьерная плита;
  • возможность установки различных типов гидроманипуляторов (от СФ-62 до СФ-85СТ).

Новые лесовозы МАЗ демонстрируют, что их использование позволяет перевозить лес различных категорий в экстремальных условиях. Это достигается за счет повышенной проходимости грузовика, его улучшенных технических параметров, а также соблюдения всех требований безопасности.

Плюсы и минусы

К преимуществам деревянных грузовиков от Минского автозавода можно отнести следующее:

  • отличный показатель целесообразности всех модификаций для перевозки древесины;
  • возможность выбрать оптимальный вариант из множества моделей;
  • качественные показатели в сочетании с адекватной ценой;
  • унификация запчастей и узлов;
  • большое разнообразие подержанных автомобилей, но полностью исправных;
  • постоянное совершенствование производства и внедрение современных технологий;
  • наличие запасных частей в избытке и расширенный сервис по всей стране.

К недостаткам можно отнести то, что уровень комфорта и дополнительного оборудования пока несоизмерим с зарубежными аналогами. Однако доступная цена вкупе с надежностью и простотой обслуживания почти компенсирует это.

На постсоветском пространстве трудно найти машину для перевозки леса лучше, чем лесовоз МАЗ. В работе можно встретить даже первые модификации, созданные десятки лет назад, показывающие при этом отличные результаты. Новые модели, выпускаемые серийно, стали на порядок дешевле, производительнее и функциональнее.

Характеристики Индикаторы Измерительное устройство
Длина (со сложенным прицепом) миллиметр 6770
Широкий миллиметр 2600
Высота миллиметр 2900
Расстояние между осями миллиметр 3950
Авторизация миллиметр 300
Вес снаряжения кг 8800
Силовая установка один тип ЯМЗ-236, дизель, 6 цилиндров
Объем работы меня 11.15
Энергия л.с 200
Передача инфекции один тип мех., 5 ст.,
Колесная формула (со сложенным/разложенным прицепом) один тип 4х4 / 8х4
Средний расход топлива л/100 км 48
Максимальная скорость км/ч шестьдесят пять
Прицепы б/у один тип ГКБ-9383, ТМЗ-803М
Максимум. Грузоподъемность т двадцать один
Максимальная длина перевозимого леса метр 27

Модификации

Серия лесовозов МАЗ-509 состояла из трех моделей, которые несколько отличались друг от друга. Если сравнивать модели МАЗ-509П и МАЗ-509, то они имели отличия в технической части.

Опытная модель МАЗ-509П оснащалась однодисковым сцеплением, ее передний мост имел планетарный дифференциал.

А вот на МАЗ-509 было заменено сцепление на двухдисковое, изменен мост, изменены передаточные числа коробки передач и раздаточной коробки, что привело к увеличению скорости и грузоподъемности. Но внешне эти две модели не отличались друг от друга, они были оснащены кабиной без капота от МАЗ-500.

Различия между моделями МАЗ-509 и МАЗ-509А сводились к внешнему виду. На последней модели МАЗ-509А уже устанавливалась кабина от грузовика МАЗ-5335. С технической стороны модели 509 и 509А ничем не отличались.

Лесовоз с манипулятором: описание

Лесовоз МАЗ с гидроманипулятором является представителем спецтехники, используемой при валке и транспортировке древесины. Показатели высокой производительности и эффективности обеспечиваются благодаря КМУ (Универсальный кран-манипулятор) с возможностью захвата ассортимента. По характеристикам грузовики не уступают отечественным и зарубежным аналогам.

Лесовозы серии МАЗ 6312А9 предназначены для перевозки сортиментов, досок и других пиломатериалов и продуктовых заготовок. На грузовике установлен дизельный силовой агрегат ЯМЗ-65010 с турбонаддувом. Мощность двигателя составляет четыреста «лошадей», соответствует стандарту Евро-3. Колесная формула автомобиля 4*6, что обеспечивает высокую проходимость по пересеченной местности. При максимальной грузоподъемности 2,32 тонны максимальная скорость автомобиля составляет 85 километров в час. Масса полностью загруженного автомобиля составляет почти три с половиной тонны.

Что представляла из себя модель 509П?

Технические характеристики МАЗ 509П существенно отличались от всего, что ранее выпускал Минский автомобильный завод. В дополнение ко всем нововведениям, представленным в серии 500, лесовоз был единственным стандартным полноприводным грузовиком. Кабина 509Р была цельнометаллической, в ней было три посадочных места: место для водителя и одно для пассажира, каркас складной.

Лесовоз был оснащен абсолютной новинкой тех лет: 6-цилиндровым 11,15-литровым дизельным двигателем ЯМЗ 236 с короткоходным поршнем (14 см), водяным охлаждением, механическим ТНВД, шестисекционным насосом и прямым впрыск топлива. Шесть чугунных цилиндров двигателя располагались друг напротив друга под углом 90 градусов. Новый и достаточно современный по тем временам двигатель обеспечивал машинам 500-й серии мощность 180 л.с при 1700-2100 об/мин и снижал расход топлива на 1/10 по сравнению с предыдущими 200-ми моделями (фактический расход топлива МАЗ 509П составляет 48 литров на 100 км.).

Главной отличительной чертой модели 509 от остальных машин серии, безусловно, была ее трансмиссия. Полный привод, обе оси ведущие, коробка передач многоступенчатая, а точнее пятиступенчатая. Максимальная скорость конвейера с загруженными пиломатериалами составляла 60 км/ч.

Так как это был первый опыт проектирования лесовоза для завода, все шло не так. Поэтому вскоре после утверждения опытных образцов (в 1969-1970 годах) была проведена полная модернизация всей 500-й серии, в том числе и деревянного автопоезда. На смену МАЗ 509П пришел МАЗ 509 со специальным разборным прицепом. Модернизация затронула многие основные узлы автомобиля. Скорость движения увеличена с 60 до 65 км/ч за счет изменения передаточных чисел коробки передач и раздаточной коробки. МАЗ 509, в отличие от своего предшественника, также имел большую колесную базу (шириной 3,95 м), размер которой увеличился на 10 см по сравнению с предыдущей моделью, 2-дисковое сцепление и повышенную грузоподъемность.5 тонн. Передний мост МАЗ 509 также подвергся дооснащению: планетарные редукторы заменены на обычные, задние колеса, как и у предыдущей модели, двухшаговые, размер 320-508 (12.00-20). Дорожный просвет переднего моста составлял 31 см, а заднего — 30 см.

Автомобиль МАЗ 509 предназначался для перевозки древесины как по спецдорогам, так и по заградительным путям с возможностью въезда на лесозаготовки. Именно для создания наилучших условий для загрузки прицепа-распука автомобиля 1969 г выпуск снабжался коробчатой ​​ОМ с приводом от «барабанной» лебедки и поворотной стойкой с натяжным тросом и откидывающимися скобами. Максимальная нагрузка на лошадь составляла 5500 кгс. Автомобиль также комплектовался одним из двухосных прицепов — ГКБ 9383 и ТМЗ-803М.

Габаритные размеры 509, включая разборный прицеп, были следующими (ДхШхВ, м): 6,7х2,7х3,66. Максимально допустимая масса с одной загрузкой составляла 21 т. В конце 1960-х начале 1970-х годов на Минском автозаводе все выпускаемые модели были сертифицированы по Государственному Знаку качества. В 1973 году этой почетной награды также был удостоен МАЗ 509.

МАЗ 509 не раз становился базой для экспериментов по разработке других полноприводных автомобилей. Были и самосвал МАЗ 509 Б, полностью унифицированный с лесовозом, и армейский самосвал МАЗ 505, и полностью отвечающий требуемым нормам седельный тягач МАЗ 508.

В 1978г была изготовлена ​​новая модификация семейства 500, в результате чего на свет появился МАЗ 509А, отличающийся от предыдущих моделей больше внешне, чем внутренне. Его производство было прекращено с распадом Советского Союза, хотя некоторые машины все еще находятся в эксплуатации.

Цена и аналоги

Цена подержанных автомобилей составляет 100-250 тысяч рублей, а вот деревянные грузовики в продаже встречаются редко. Это связано с быстрым износом оборудования в крупных лесозаготовительных организациях. Стоимость аренды составляет около 1-1,5 тысяч рублей в час, но такие предложения бывают редко. Современными аналогами являются 2-осные лесовозы МАЗ-5434, 3-осные автомобили МАЗ-6317 или техника на базе полноприводного шасси КамАЗ-43118.

Интересные факты

Стоит отметить, что с МАЗ-509 неоднократно проводились эксперименты. Они были связаны с тем, что на этой базе разрабатывались другие полноприводные автомобили. Одним из таких стал самосвал МАЗ-509Б, полностью унифицированный с моделью 509, а также военный самосвал. Однако ни один из названных вариантов по тем или иным причинам так и не пошел в серийное производство, хотя и отвечал всем техническим нормам и требованиям того времени.

В 1978 году с конвейера сошел МАЗ-509А, отличающийся от своих предшественников только внешними характеристиками, но не внутренним содержанием. Производство этого грузовика было завершено практически одновременно с распадом Советского Союза, но некоторые машины активно эксплуатируются и по сей день.

Стоит отметить, что с МАЗ-509 неоднократно проводились эксперименты. Они были связаны с тем, что на этой базе разрабатывались другие полноприводные автомобили. Одним из таких стал самосвал МАЗ-509Б, полностью унифицированный с моделью 509, а также военный самосвал. Однако ни один из названных вариантов по тем или иным причинам так и не пошел в серийное производство, хотя и отвечал всем техническим нормам и требованиям того времени.

Итог

На постсоветском пространстве трудно найти машину для перевозки леса лучше, чем лесовоз МАЗ. В работе можно встретить даже первые модификации, созданные десятки лет назад, показывающие при этом отличные результаты. Новые модели, выпускаемые серийно, стали на порядок дешевле, производительнее и функциональнее.

Эта история о рабочем, который много сделал для своей страны, и по воле случая остался один в истории и в памяти народа.

Мало кто знает о существовании такой модели, ввиду того, что эта машина эксплуатировалась в таежной пустыне на полном внедорожнике, по 2-3 смены в день.

И если тот же МАЗ-502 (выпускался для армии) еще можно найти, то найти хотя бы 501Б (об индексах речь пойдет дальше), на данный момент это что-то сверхъестественное, и шанс найти его равен нуль.

Кто еще не понял, речь пойдет о первом серийном лесовозе, который выпускался Минским автомобильным заводом в период с 1955 по 1966 год.

Лесовоз предназначен для перевозки пиломатериалов в бревнах длиной до 35 м с использованием ломового прицепа и общей грузоподъемностью 15-тонного автопоезда.

До этого предприятия лесной промышленности страны часто использовали любое подходящее оборудование для перевозки древесины; Нередко древесину загружали на бортовой грузовик, к которому был прикреплен прицеп для свалки.

Труд водителей, которым приходилось работать на этих лесовозах, был тяжелым. В лесу дорог практически не было, а на вырубках часто приходилось проезжать через пни. Водители этих лесовозов после долгой смены часто были «черными» с ног до головы.

Но так или иначе, несмотря на все трудности эксплуатации, этот автомобиль вызывал чувство мощи и силы, ведь это был не простой дорожный грузовик, а полноприводная версия МАЗ-200. Внедорожные качества автомобиля были превосходны: лесовоз мог уверенно передвигаться по дорогам с разным покрытием и снегом глубиной до 0,5 м.

Максимальная скорость с прицепом была невысокой, всего 45 км/ч, но в приоритете были и другие задачи, с которыми команда справилась хоть и не без проблем, но хорошо.

Деревянный транспортер постоянно модернизировался: со временем была увеличена прочность рамы, около 10 раз модернизирован передний мост, заменены передние (немного приподнятые в передней части автомобиля) и задние рессоры, а также большая ряд других изменений, которые должны были повысить эффективность использования техники, а также ее пробег до капитального ремонта.

В начале поста я упомянул индексы — их было два: 501 и 501Б. МАЗ-501Б начал выпускаться в 1962 году и имел много отличий от 501. Среди которых были: — двигатель ЯМЗ-236 (180 л/с) вместо ЯАЗ-204А (120 л/с).

— Кабина как раз свежей модели с недавними прямоугольными металлическими подножками — Усиленные рессоры, в результате машина немного приподнимается над дорогой — Вместо рычажных появились телескопические амортизаторы.

— изменена задняя поперечина на раме для фаркопа, она стала одной ширины вместо двойной, в результате задний свес укорочен на 150 мм.

— На лесосеке тяговую балку заменили на укороченный задний свес, а также на площадке появилось новое усиленное спальное место с двойным запасом троса стойки вместо одного.

Заключение

Производство модели 509 МАЗ было прекращено в 1990 году, но автомобили до сих пор пользуются постоянным, хоть и небольшим, спросом. На форумах обсуждают, сколько весит лесовоз под нагрузкой, как быстро он складывается и можно ли его купить. Надежная конструкция, отличные рабочие качества и положительные отзывы позволили модели 509 занять почетное место в истории советского автомобилестроения.

Оцените статью
Блог про спецтехнику