Коробка передач МАЗ: схема расположения скоростей на 5 ступенчатой КПП, ремонт кулиски и ручки переключения

Содержание
  1. История автомобиля
  2. Технические характеристики
  3. Двигатель
  4. Расход Топлива
  5. Ходовая часть
  6. Силовая передача
  7. Регулировка сцепления
  8. Назначение КПП
  9. Устройство КПП
  10. С делителем
  11. Все о КПП МАЗ
  12. Составляющие части КПП МАЗ
  13. Варианты КПП для большегрузных авто
  14. Необходимость ухода за КПП
  15. Модели коробок переключения передач (КПП) устанавливаемых на автомобили МАЗ
  16. Устройство и схема переключения
  17. 5 ступенчатая
  18. 8 ступенчатая
  19. 9 ступенчатая
  20. Как переключать
  21. Рассказываю и показываю
  22. Как переключать передачи на мазе с делителем
  23. Возможные неисправности и методы устранения
  24. Схема переключения передач МАЗ
  25. Схема передач МАЗ
  26. Как переключать
  27. Замена масла
  28. Как снять и поставить коробку
  29. Регулировка привода коробки передач МАЗ-64227, МАЗ-53322
  30. Кулиса на МАЗе
  31. Назначение и роль дистанционного механизма переключения передач
  32. Устройство
  33. Признаки неисправности кулисы:
  34. Регулировка кулисы МАЗ
  35. Схема работы по регулировке кулисы
  36. По каким причинам плохо включаются передачи?
  37. Почему тяжело включаются передачи на МКПП
  38. Как поступить, если тяжело включается задняя передача?
  39. Тяжело включается первая передача
  40. Полезные советы
  41. Рекомендации по ремонту

История автомобиля

В начале 90-х годов 20 века Минский автомобилестроительный завод уже приобрел достаточную известность. Кроме того, продолжали появляться разработки, и следующей стала МАЗ-5516. Эта модель стала гордостью производителя как один из самых популярных самосвалов.

После осмотров, испытаний и прочих испытаний, в 1994 году был выпущен первый МАЗ-5516, готовый к эксплуатации. Благодаря огромной грузоподъемности — 20 тонн, грузовик можно было использовать во многих сферах:

  • Городское развитие. Машина использовалась для перевозки асфальта и других материалов, вывоза отходов и мусора;
  • Сельское хозяйство. Здесь транспорт использовался для перевозки компоста, почвы, жидкости, урожая и удобрений;
  • Здание. Модель использовалась для перевозки буровых растворов, сухих смесей, камней и кирпичей в штабелях и навалом.

Основное внимание уделялось третьему пункту: строительству. Поскольку машина была адаптирована для перевозки сыпучих грузов, в этой сфере, как никакой другой, был задействован МАЗ-5516. А учитывая количество построек после развала СССР, работы для самосвала было много.

Технические характеристики

МАЗ-5551 — двухосный самосвал с колесной формулой 2х4 и сдвоенными задними колесами. Кузов полностью металлический, с автоматическим открыванием и закрыванием двери багажника. Выгрузка самосвала в базовой комплектации задняя. Двигатель расположен продольно, под бескапотной кабиной. Все силовые элементы закреплены в металлическом каркасе.

Двигатель

В большинстве случаев четырехтактные силовые установки ярославского производства ЯМЗ-6563.10-03 устанавливаются на современных смазочных материалах.

Основные параметры

  • Тип: воспламенение от сжатия и непосредственный впрыск топлива;
  • Рабочий объем – 11,15 литров;
  • Количество и расположение цилиндров — 6, V-образное;
  • Степень сжатия — 17,5;
  • Мощность – 230 л.с. (169 киловатт);
  • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1100-1300 об/мин – 90 Нм;
  • Минимальный удельный расход топлива 200 г/кВтч;
  • Система наддува — с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Воздухо-воздушный теплообменник».

Двигатели оснащены системой подачи топлива «Язда» с ТНВД типа «Компакт-40». Мотор соответствует экологическим нормам ЕВРО-3.

Расход Топлива

Расход топлива МАЗ-5551 составляет 22 л/100 км. С учетом большой емкости топливного бака (200 литров) грузовик может проехать более 800 км без дополнительной дозаправки.

Ходовая часть

Передняя подвеска выполнена на двух полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Задняя подвеска на двух основных рессорах и двух дополнительных со стабилизатором поперечной устойчивости. Тормозные механизмы — барабанные. Основная тормозная система имеет пневматический привод, отдельно для передних и задних колес. Стояночный тормоз приводится в действие пневматически управляемыми задними колесами, от пружинных аккумуляторов. На автомобиль установлены шины размерностью 12.00R20. ИД-304.

Силовая передача

В базовой комплектации автомобиль комплектуется пятиступенчатой ​​механической коробкой передач ЯМЗ-236П. Синхронизаторы установлены на 2, 3, 4 и 5 передачах. Передача крутящего момента от двигателя к элементам трансмиссии осуществляется посредством двухдискового фрикциона. Привод сцепления: гидравлический с пневматическим усилением. Задний мост представляет собой двухступенчатую передачу, состоящую из центральной шестерни и звездочек. Передаточное число ведущего моста 7,79. Карданный вал открытого типа на игольчатых подшипниках

Регулировка сцепления

МАЗ-5551 оснащен традиционным для мощных грузовиков двухдисковым фрикционом. Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок в процессе эксплуатации и требуют периодического обслуживания.

Регулировка сцепления МАЗ-5551 требуется, например, в следующих случаях:

  • пробуксовка сцепления на высоких оборотах
  • скрип при переключении передач
  • сцепление не полностью выключено

Выделяют три основных этапа:

1. Чтобы установить зазор в 1 мм между регулировочными винтами и центральным приводным диском, выполните следующие действия:

  • снимите крышки люка, чтобы открыть сцепление и маховик,
  • при включенном сцеплении переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение,
  • отвернуть контргайки и вкрутить до упора все регулировочные винты на диске центрального привода, для этого нужно провернуть маховик,
  • ослабьте болты на 1 оборот и слегка затяните контргайки.

2. Обеспечьте зазор 3,3…3,7 мм между гайкой и задней крышкой клапана. Для регулировки необходимо ослабить контргайку и отрегулировать зазор до нужного значения, затянув регулировочную гайку.

3. Регулировка свободного хода педали. Стандартное значение 34-43 мм (измеряется линейкой при пустой пневмосистеме).


Схватить

Однопроводная электрическая схема обеспечивает электроснабжение бортовых потребителей напряжением 24 В. Две аккумуляторные батареи типа 6-СТ-182 или 6-СТ-190 и генератор переменного тока со встроенным регулятором напряжения работают как постоянный ток. Источники.

Назначение КПП

В коробке передач есть такой элемент как шестерня, обычно их несколько, они соединены с рычагом управления коробкой передач и именно из-за них происходит переключение передач. Скорость автомобиля регулируется переключением передач.

То есть, другими словами, шестерни — это передачи. Они имеют разные размеры и разные скорости вращения. В процессе работы одно цепляется за другое. Система такой работы обусловлена ​​тем, что большая шестерня прилипает к меньшей, увеличивает вращение и, одновременно, скорость автомобиля МАЗ. В тех случаях, когда маленькая шестерня заедает на большую, скорость, наоборот, снижается. Коробка состоит из 4-х скоростей плюс задняя. Первая считается самой низкой и с добавлением каждой передачи автомобиль начинает двигаться быстрее.

Коробка находится в автомобиле МАЗ между коленчатым валом и карданом. Первый исходит непосредственно от двигателя. Второй напрямую связан с колесами и приводит их в действие. Перечень работ, ведущих к регулировке скорости:

  1. Двигатель приводит в движение трансмиссию и коленчатый вал.
  2. Шестерни в коробке передач получают сигнал и двигаются.
  3. С помощью рычага переключения передач водитель выбирает необходимую скорость.
  4. Выбранная водителем скорость передается на карданный вал, приводящий в движение колеса.
  5. Автомобиль продолжает двигаться с выбранной скоростью.

Устройство КПП

В зависимости от модели автомобиля, на новом КамАЗ схема управления и расположение шестерен трансмиссии могут отличаться. Отечественные грузовики могут комплектоваться коробками передач двух типов. Разница в том, что одни трансмиссии имеют пять переключений передач, а другие десять. Эти модели получили названия 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач обычно используются в транспортных средствах, которые используются в качестве личных транспортных средств. Десятиступенчатыми коробками передач обычно комплектуются грузовые автомобили, относящиеся к категории автопоездов.

Как правильно поменять КПП на КАМАЗе

Схема привода управления делителем КАМАЗ

По конструкции десятиступенчатая коробка передач представляет собой пятиступенчатую коробку, дополненную коробкой передач-разветвителем. Благодаря устройству автомобиль может использовать 10 передач переднего хода, а также две передачи заднего хода. Когда запускали производство КамАЗов, рассчитывали, что эти автомобили будут работать в условиях большой грузоподъемности. Инженеры автомобильной компании создали новую модель трансмиссии, которая получила название 152.

Ниже приведены основные отличия коробки передач 152 от модификаций, которые входят в эту модель коробки передач:

  • трансмиссия была оснащена усиленным синхронизатором-разветвителем;
  • пазы усилены, их крепления удалены из коробки;
  • реализован другой способ фиксации шестерен трансмиссии;
  • увеличена высота зубьев редуктора.

В усовершенствованной версии трансмиссии КАМАЗ процесс управления и включения коробки передач осуществляется посредством пневматической системы.

Правильное использование этого устройства при работе с коробкой передач чрезвычайно важно. Не менее важно, чтобы техническое обслуживание, осмотр агрегата на наличие поломок, его ремонт и сборка комплектующих осуществлялись профессионалами. Этот процесс необходимо проводить с использованием специализированных инструментов и оборудования. Рассмотрим основные элементы, которые входят в конструкцию трансмиссии КамАЗ:

  1. Картер. Этот блок имеет три оси: промежуточную, основную и второстепенную.
  2. Блок с шестернями. Они предназначены для включения задней передачи.
  3. Верхняя крышка агрегата.
  4. Механизм переключения передач. Этот агрегат считается разборным.
  5. Мотор. Устанавливается на передней части картера.

Видео про коробку передач ZF на КамАЗ 6520 снял и выложил пользователь Олег Копаев.

С делителем

Одной из характеристик трансмиссии отечественного грузового автомобиля является возможность работы в пониженном или повышенном режиме. Инженеры автопроизводителей разработали эти варианты, чтобы минимизировать нагрузку на двигатель автомобиля. И неважно, едет машина загруженная или пустая. По схеме редуктора делитель представляет собой механическую коробку передач. Его основная задача заключается в увеличении передаточных чисел главной передачи.

В состав разветвителя входят:

  1. Золотниковый клапан, который используется для управления редукторным устройством. Он установлен на кронштейне рычага переключения передач. Работает в прямом и пониженном скоростном режиме.
  2. Редукционный клапан давления. Он используется для извлечения потока сжатого воздуха из пневматического блока. Этот клапан стравливает воздух, если давление в системе слишком высокое. Из этого устройства воздух поступает на регулирующий клапан, а также на клапан включения делителя. Это приводит к появлению одновременно двух цепей в системе управления ДВС.
  3. Клапан включения делителя. Обеспечивает подачу сжатого воздуха к устройству, когда водитель отпускает сцепление. Это позволяет активировать и деактивировать пониженную скорость параллельно с переключением передач в главной коробке передач.
  4. Делительный механизм. Он включает поршень, установленный внутри цилиндра. Шток поршня соединяется с рычагом, установленным на валу вилки в сборе. Когда сжатый воздух поступает в устройство, это заставляет поршень двигаться в определенном направлении. Их смещение способствует изменению режима работы.
  5. Воздухораспределительная трубка коробки передач. Служит для подачи потока воздуха в цилиндр агрегата.

Все о КПП МАЗ

Одним из известных брендов в Беларуси является МАЗ. Техника Минского автомобильного завода (МАЗ), в которую входят тракторы, деревянные тележки, большегрузные автомобили, известна во всем мире.

Составляющие части КПП МАЗ

Коробка передач автомобиля (МАЗ) включает несколько передач, которые соединены с рычагом переключения передач. Каждая из имеющихся шестеренок выполняет свою функцию, вращается с определенной скоростью, обеспечивая эффективное управление машиной.

Коробку производитель разместил в автомобиле МАЗ между коленвалом и карданным валом. Коленчатый вал представляет собой деталь сложной конструкции. К производству этого элемента предъявлялись высокие требования. Карданный вал — не менее надежный рабочий механизм, функция которого заключается в передаче момента силы между валами.

Помимо мостов, в редуктор на МАЗ входят картер, ступка и синхронизаторы. Управление скоростью на машине осуществляется переключением передач. Взаимодействуя друг с другом, шестерни способны увеличивать и уменьшать скорость МАЗ. Рычаг делителя передач работает эффективно.

Примечание! Воздухораспределитель коробки передач МАЗ предназначен для изменения потоков воздуха. Устройство расположено в верхней крышке картера.

Раздаточная коробка МАЗ представляет собой сложный механизм, блокирующий колеса и влияющий на переключение передач.

Коробка передач МАЗ с демультипликатором включает шестерню привода промежуточного вала, которая снабжена амортизатором. Демпфер помогает уменьшить вибрации. Подушка МАЗ помогает подавить шум КПП во время движения.

Варианты КПП для большегрузных авто

8-ступенчатая коробка передач МАЗ характерна для автомобилей с большой грузоподъемностью.

9-ступенчатые версии устанавливаются не только на мощные грузовики, но и на обычные автомобили.

5-ступенчатые коробки передач присутствуют на автомобиле МАЗ-500 с дизелем ЯМЗ-236.

16-ступенчатые версии встречаются на самосвалах, автомобилях КамАЗ. При этом вес ящика превышает 250 кг. Коробка передач ZF16S имеет переходную плиту, которая сообщается с двигателем и коробкой передач.

Автомобиль МАЗ с КПП ZF решают те, кто хочет насладиться полноценной поездкой как в городских условиях, так и по пересеченной местности. Этот тип редуктора часто встречается в снегоуборочной технике.

Необходимость ухода за КПП

Способствует продлению ресурса скоростной коробки: ее своевременное обслуживание. В частности, автовладелец должен следить за исправностью передач, рычагом управления и следить за уровнем заливаемого в систему автомобиля МАЗ масла.

При необходимости ремонта коробки передач на МАЗ необходимо демонтировать коробку передач с ее привычного места. Устройство следует визуально осмотреть на наличие внешних деформаций. Скорее всего, это и является причиной того, что КПП «не слушается» указаний водителя. Если деформации отсутствуют, можно переходить к разборке узлов коробки передач.

При выходе из строя схемы КПП МАЗ проявляются следующие симптомы:

  • не работают некоторые передачи, например, 4 и 5;
  • вы можете увидеть трудности с механической коробкой передач.

Для промывки коробки передач требуется около 3 литров специального масла. Ремонт КПП МАЗ может заключаться в восстановлении моста, промывке и дефектации картера. Кроме того, ремонту подлежат картер и крышка.

Модели коробок переключения передач (КПП) устанавливаемых на автомобили МАЗ

Схема переключения передач МАЗ зависит от типа коробки передач, устанавливаемой на различные модели автомобилей МАЗ. Если у вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена ​​КПП ЯМЗ 238А. Это комбинация 4-ступенчатой ​​коробки передач и двухступенчатого диапазона. То есть, по сути, эта коробка передач восьмиступенчатая.
Схема переключения передач у моделей Маз МА3 555И, МА3 53371, МАЗ 5337, МАЗ 5433, МА3 54331 отличается. Ведь коробка передач ЯМЗ 236Р, устанавливаемая на эти машины, пятиступенчатая. Помимо прочего, на некоторые модели МАЗ устанавливаются импортные коробки передач, которые адаптированы под двигатели, устанавливаемые на МАЗ. Примером может служить ZF 16S-1650 с 16 ступенями, ZF «Ecomid» 9S 1310 с 9 ступенями. Эти коробки отличаются высочайшим качеством изготовления, большой надежностью, но в то же время качественным обслуживанием.

Такие разные коробки передач в зависимости от модификаций автомобиля сделаны не просто так. Это упрощает управление, повышает эффективность и продлевает срок службы двигателя и силовых агрегатов.

Для того чтобы коробка передач работала долго, недостаточно соблюдать схему переключения передач МАЗ. Также нужно правильно ухаживать. Своевременно выполняйте все регламентные работы, необходимые для поддержания коробки передач в хорошем состоянии. Масло необходимо менять согласно инструкции. Слив осуществляется в нагретом состоянии через оба отверстия в поддоне. Для промывки коробки передач МАЗ необходимо использовать масло для мостов. После этого заводим двигатель и «гоняем» его 10 минут. После этого сливаем вал и заливаем новый по карте. Категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом, если мы не хотим, чтобы масляный насос сломался.

Современная коробка передач МАЗ используется для расширения возможностей стандартной коробки передач без изменения ее конструкции.

Механизм также называют делителем. В этой статье мы расскажем, как правильно выбрать модель устройства и разместим советы по ремонту агрегата.

Устройство и схема переключения

Устройство переключения передач и схема МАЗ зависит от модели коробки передач. Существуют 5-, 8- и 9-ступенчатые коробки передач.

5 ступенчатая

В конструкцию пятиступенчатой ​​коробки передач МАЗ входят такие элементы, как:

  • первичный, вторичный и промежуточный вал;
  • вращающийся подшипник;
  • шестерни;
  • картер, переключатель и задняя крышка;
  • бюстгальтеры;
  • емкость для масляной жидкости.

Механизм переключения передач находится в салоне автомобиля. При изменении положения рычага коммутационного устройства шарнир входит в зацепление с выемкой, расположенной на одной из осей. В это время конец шарнира находится в жестком зацеплении с коромыслом. Вилки защелкиваются в отверстии ведущей шестерни для движения вперед (1, 2, 3, 4 передачи) или пятой передачи (заднего хода). В цепи крутящего момента инициируется короткое замыкание, поэтому вторичный вал начинает свое движение.

8 ступенчатая

В устройство восьмиступенчатой ​​коробки (КПП-202) входят:

  • картер;
  • движущиеся шестерни;
  • вал промежуточного типа;
  • шестерни постоянного зацепления;
  • приводной вал;
  • игровые автоматы;
  • зубчатая коронка;
  • обложка;
  • ведомый вал;
  • обратный блок;
  • осевой реверсивный механизм.

После того, как транспортное средство тронется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для включения второй передачи нужно дождаться увеличения частоты вращения коленчатого вала до 2000 об/мин. Этот показатель можно контролировать с помощью тахометра.

Чтобы включить передачу заднего хода, установите рычаг переключателя в нижнее положение.

9 ступенчатая

В конструкцию 9-ступенчатой ​​коробки передач 238 с редуктором входят следующие детали и механизмы:

  • случай заминки;
  • подушка;
  • вилка переключения передач;
  • правая ось;
  • обратная шайба;
  • ленивый задний ход;
  • роликовый подшипник промежуточного вала;
  • крепежные болты и гайки;
  • эластичная шайба;
  • уплотнительное кольцо;
  • стопорное кольцо;
  • игольчатый подшипник;
  • втулка вилки сцепления.

Перед началом движения выключите сцепление. Перед запуском необходимо проверить положение рычага, он должен быть опущен. Смена скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему коммутации: 1В-2В-3В. При последующем движении можно перейти по схеме: 4Н-5Б-5Н.

Как переключать

Стандартная схема управления версиями, например, присутствует на МАЗ 500. Для тех, кто может забыть, в какой последовательности все происходит, на рукоятках основного рабочего органа смены шестеренчатой ​​передачи есть рисунок. Выглядит ли это так:

  1. — ручка свободно ходит по горизонтальному среднему вектору — «нейтральный»;
  2. — влево вверх — первый, -вниз — реверс;
  3. — центр-вниз — второй, -вверх — третий;
  4. -вправо вверх — четвертый, -вниз — пятый.

В КПП с демультипликаторами-делителями рисунок сохраняется и верхний и нижний диапазоны перекрываются при первом запуске дополнительного кадра, либо сам узор усложняется, получая пару дополнительных «ветвей».

Передача «команд» от ручки-рычага посредством поперечного ролика передается на проммеханизм, оттуда через главную тягу на пром рычаг. Затем «включается» специальный осевой ролик и приводит в движение рычаг переключения передач.

Для такой «рабочей лошадки» как МАЗ-500 и его модификации из-за испытываемых нагрузок нередки проблемы даже с правильным переключением передач в скоростной передаче. Возможных неисправностей, из-за которых схема КПП МАЗ не работает по назначению, много, но есть еще три распространенных варианта.

1. Не «зацепить» первый и задний при нормальной работе остальных.

• Чтобы устранить эту неприятность, отметьте положение стержня на его конце, ослабьте стяжные болты и поверните наконечник по часовой стрелке примерно на 4-5 градусов (между метками около 1 мм). Затем болты затягивают и проверяют работоспособность. Если проблема не устранена, повторяем операцию, то есть еще немного двигаем наконечник.

2. Когда остальные работают, 4-й и 5-й не работают.

• Делаем все так же, как и в предыдущем случае, но на этот раз наконечник нужно повернуть против часовой стрелки.

3. Сама система работает нормально, но переключению мешает неправильное положение рычага (например, рычаг упирается в панель).

• Освободите нейтраль и отсоедините конец скобы скобы от механизма переключения. Убеждаемся, что рычаг механизма также находится в нейтральном положении: вилка стоит вертикально и при ее угловом раскачивании чувствуется сопротивление вращению. Если все так, закручиваем стопорный винт на промежуточном механизме до упора, тем самым «накрепко» фиксируя промежуточный ролик. Ослабьте ремешки и расположите стержень вдоль так, чтобы палец вилки легко проходил через отверстия в серьге и кончике. Соединяем их и затягиваем штуцерные болты. После этого откручиваем стопорный винт промышленного механизма на пять оборотов и противодействуем гайкой.

Кстати, после частичной разборки привода его регулировка осуществляется по такому же принципу.

Рассказываю и показываю

Чтобы поменять делитель при любой включенной передаче или совместно с переключением передач в основном корпусе, необходимо сначала перевести ключ в новое положение. Нажатие на педаль сцепления изменит делитель. Демультипликатор перемещается при переходе с четвертого на пятое или наоборот.

Для этого при движении на четвертой передаче необходимо сначала перевести флажок из нижнего положения в верхнее положение, выжать педаль сцепления и перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение. В этом случае контрольная лампа загорается и горит до завершения смены диапазона.

Как переключать передачи на мазе с делителем

После того, как индикатор погаснет, можно включить пятую передачу и отпустить педаль сцепления. Переход с пятой на четвертую передачу производится в обратном порядке. Включить четвертую передачу можно после того, как погаснет контрольная лампа. Разрешается пересесть с шестого на четвертое и с пятого на третье.

Возможные неисправности и методы устранения

Возможные неисправности Методы утилизации
Трудно переключать передачи
неполное выключение сцепления (сцепление «приводит») износ или повреждение синхронизатора, повреждение зубьев зубчатых фрикционов отрегулировать свободный ход педали, если дефект вызван неисправностью деталей сцепления, заменить поврежденные детали, заменить неисправный синхронизатор, заменить поврежденные детали
Повышенный шум при работе коробки передач
недостаточное количество масла в редукторе Износ подшипников вала редуктора Повышенный износ или выкрашивание зубьев долейте масло для проверки уровня отверстия замените неисправные подшипники замените изношенные шестерни
Самопроизвольное выключение передач при движении автомобиля
неравномерный износ зубчатых муфт неисправность тяг и вилок механизма переключения передач повышенный износ подшипников коробки передач заменить дефектные детали заменить дефектные детали заменить неисправные подшипники
Самопроизвольное выключение передач в диапазоне
поступление сжатого воздуха в полость цилиндра напротив зубчатого зацепления износ подшипника вилки переключения передач заменить неисправные уплотнительные кольца золотника и впускной клапан воздухораспределителя заменить изношенные детали, отрегулировать положение штока цилиндра диапазона
Не включайте и не отставайте передачу в диапазоне с нейтральным положением рычага на главной коробке передач. Лампа аварийной сигнализации долго не гаснет, из дефлектора воздухораспределителя выходит воздух
износ резины впускного клапана впускного коллектора износ уплотнительного кольца впускного клапана впускного коллектора неравномерное прилегание впускного клапана к корпусу впускного клапана в нажатом положении заедание кромки втулки в канавке поршня, износ или потеря эластичности манжет замените изношенный клапан Замените уплотнительное кольцо Замените неисправные детали Очистите и смажьте шток впускного клапана, при необходимости долейте Замените гильзы цилиндра
Не включайте и не снижайте скорость переключения передач в диапазоне с нейтральным положением рычага на главной коробке передач. Лампа аварийной сигнализации долго не гаснет, воздух выходит из дефлектора в верхней крышке.
повреждение диафрагмы воздухораспределителя Износ или потеря эластичности уплотнительных колец цилиндра переключения передач замените поврежденную диафрагму замените поврежденные кольца
Прохождение воздуха через сапун воздухораспределителя при включенной передаче в главном картере
износ резины впускного клапана воздушного коллектора неплотное прилегание толкателя к впускному клапану на воздушном коллекторе заменить клапан заменить неисправные детали

Схема переключения передач МАЗ

Схема переключения передач МАЗ зависит от типа коробки передач, устанавливаемой на различные модели автомобилей МАЗ. Если у вас автомобили МАЗ 64229, МАЗ 54323, то на них установлена ​​КПП ЯМЗ 238А. Это комбинация 4-ступенчатой ​​коробки передач и двухступенчатого диапазона. То есть, по сути, эта коробка передач восьмиступенчатая.

Схема переключения передач у моделей Маз МА3 555И, МА3 53371, МАЗ 5337, МАЗ 5433, МА3 54331 отличается. Ведь коробка передач ЯМЗ 236Р, устанавливаемая на эти машины, пятиступенчатая. Помимо прочего, на некоторые модели МАЗ устанавливаются импортные коробки передач, которые адаптированы под двигатели, устанавливаемые на МАЗ. Примером может служить ZF 16S-1650 с 16 ступенями, ZF «Ecomid» 9S 1310 с 9 ступенями. Эти коробки отличаются высочайшим качеством изготовления, большой надежностью, но в то же время качественным обслуживанием.

Такие разные коробки передач в зависимости от модификаций автомобиля сделаны не просто так. Это упрощает управление, повышает эффективность и продлевает срок службы двигателя и силовых агрегатов.

Для того чтобы коробка передач работала долго, недостаточно соблюдать схему переключения передач МАЗ. Также нужно правильно ухаживать. Своевременно выполняйте все регламентные работы, необходимые для поддержания коробки передач в хорошем состоянии. Масло необходимо менять согласно инструкции. Слив осуществляется в нагретом состоянии через оба отверстия в поддоне. Для промывки коробки передач МАЗ необходимо использовать масло для мостов. После этого заводим двигатель и «гоняем» его 10 минут. После этого сливаем вал и заливаем новый по карте. Категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом, если мы не хотим, чтобы масляный насос сломался.

Схема передач МАЗ

Как происходит изменение

Различное покрытие или вариации его отсутствия, изменение рельефа по вектору «вверх-вниз», движение на холостом ходу, со средней или полной нагрузкой – каждый из предложенных случаев требует определенной скорости вращения гребных колес и усилие, с которым все происходит. Двигатель внутреннего сгорания имеет определенные ограничения по численному выражению частоты и крутящего момента, для его расширения и получения возможности устойчивого удержания в различных положениях используется редуктор.


В то же время автоматические трансмиссии также имеют четко выраженные реакции, а работа большегрузного автомобиля часто связана с возможностью быстро, иногда даже неожиданно, изменять скорость-момент карданных валов. Особенно, если приходится ездить по трассе, состояние которой далеко от идеального. А так как МКПП управляется дистанционно, через тумблер, то нужно еще знать, какое его положение какому моменту-скорости соответствует.

Конечно, можно было бы сделать что-то вроде линейного перемещения, но в этом случае кулисный механизм напоминал бы по габаритам толстую коромысло, и возможно, что в салоне ему становится тесновато. И это даже при стандартных 4, 5 ступенчатых, а про 9, 12 и 16 ступенчатые трансмиссии говорить не будем. Поэтому дизайнерам приходится «заливать» все возможности в сложную, но компактную чертежную схему. И об этом необходимо помнить, ведь несоответствие выбранного диапазона скоростей – это не только проблемы с преодолением трассы, но и риск повышенного износа деталей, особенно если «неровности» носят систематический характер.

Как переключать

Стандартная схема управления версиями, например, присутствует на МАЗ 500. Для тех, кто может забыть, в какой последовательности все происходит, на рукоятках основного рабочего органа смены шестеренчатой ​​передачи есть рисунок. Выглядит ли это так:

  1. — ручка свободно ходит по горизонтальному среднему вектору — «нейтральный»;
  2. — влево вверх — первый, -вниз — реверс;
  3. — центр-вниз — второй, -вверх — третий;
  4. -вправо вверх — четвертый, -вниз — пятый.

В КПП с демультипликаторами-делителями рисунок сохраняется и верхний и нижний диапазоны перекрываются при первом запуске дополнительного кадра, либо сам узор усложняется, получая пару дополнительных «ветвей».

Передача «команд» от ручки-рычага посредством поперечного ролика передается на проммеханизм, оттуда через главную тягу на пром рычаг. Затем «включается» специальный осевой ролик и приводит в движение рычаг переключения передач.

Для такой «рабочей лошадки» как МАЗ-500 и его модификации из-за испытываемых нагрузок нередки проблемы даже с правильным переключением передач в скоростной передаче. Возможных неисправностей, из-за которых схема КПП МАЗ не работает по назначению, много, но есть еще три распространенных варианта.

1. Не «зацепить» первый и задний при нормальной работе остальных.

• Чтобы устранить эту неприятность, отметьте положение стержня на его конце, ослабьте стяжные болты и поверните наконечник по часовой стрелке примерно на 4-5 градусов (между метками около 1 мм). Затем болты затягивают и проверяют работоспособность. Если проблема не устранена, повторяем операцию, то есть еще немного двигаем наконечник.

2. Когда остальные работают, 4-й и 5-й не работают.

• Делаем все так же, как и в предыдущем случае, но на этот раз наконечник нужно повернуть против часовой стрелки.

3. Сама система работает нормально, но переключению мешает неправильное положение рычага (например, рычаг упирается в панель).

• Освободите нейтраль и отсоедините конец скобы скобы от механизма переключения. Убеждаемся, что рычаг механизма также находится в нейтральном положении: вилка стоит вертикально и при ее угловом раскачивании чувствуется сопротивление вращению. Если все так, закручиваем стопорный винт на промежуточном механизме до упора, тем самым «накрепко» фиксируя промежуточный ролик. Ослабьте ремешки и расположите стержень вдоль так, чтобы палец вилки легко проходил через отверстия в серьге и кончике. Соединяем их и затягиваем штуцерные болты. После этого откручиваем стопорный винт промышленного механизма на пять оборотов и противодействуем гайкой.

Кстати, после частичной разборки привода его регулировка осуществляется по такому же принципу.

Замена масла

Для замены масла в коробке передач МАЗ необходимо:

  1. Проехать на транспорте около 5-10 км, чтобы прогреть старое масло в коробке. При повышенных температурах он становится жидким и его легко слить.
  2. В течение 10-15 минут после остановки двигателя поместите автомобиль на подъемник или смотровую яму.
  3. Снимите защитную крышку с картера.
  4. Открутите пробку и проверьте объем масла в МКПП.
  5. Проверьте, не изношена ли прокладка, при необходимости замените ее новой.
  6. Замените изношенные фильтрующие элементы.
  7. Откройте сливное отверстие и слейте масло в подготовленную емкость.
  8. Залейте новое масло.
  9. Закрутите сливную пробку.
  10. Замените защиту сцепления.
  11. Запустите двигатель, проверьте уровень масла на различных ограничениях скорости.

Автосервис МАЗ

Замена масла необходима при проведении технического обслуживания или при неправильном включении шестерен.

Как снять и поставить коробку

Разборка коробки передач МАЗ:

  1. Ставьте грузовик на специальную платформу.
  2. Извлеките батареи.
  3. Снимите элементы воздушного фильтра.
  4. Снимите брызговики, расположенные в моторном отсеке.
  5. Снимите поперечину передней подвески.
  6. Слейте масло из коробки передач.
  7. Отключите датчики скорости, переключатель заднего хода.
  8. Снимите кронштейн жгута силового агрегата.
  9. Ослабьте установочные винты.
  10. Снимите электростартер с корпуса сцепки, не отсоединяя его от троса.
  11. Открутите передний и задний кронштейны механизмов от кронштейна коробки передач.
  12. Отсоедините левый кронштейн и отсоедините входной вал.
  13. Снимите коробку передач.

Чтобы поставить коробку КАМАЗ, необходимо повторить все действия в обратном порядке.

Регулировка привода коробки передач МАЗ-64227, МАЗ-53322

Трансмиссия коробки передач автомобилей МАЗ-64227, МАЗ-53322 в процессе эксплуатации обеспечивает следующие настройки:

  • положение рычага 3 (фиг. 37) переключения передач в продольном направлении;
  • положение рычага переключения передач в поперечном направлении;
  • устройство фиксации телескопического элемента продольной тяги.

Для регулировки угла наклона рычага 3 в продольном направлении необходимо ослабить гайки болтов 6 и, перемещая тягу 4 в осевом направлении, отрегулировать угол наклона рычага примерно до 85° (см рис. 37) при нейтральном положении коробки передач.

Регулировка положения рычага в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 77, для чего необходимо отсоединить одну из клемм 16 и, отвернув гайки, отрегулировать длину тяги таким образом, чтобы рычаг управления коробкой передач, находясь в нейтральном положении, против включения передач 6-2 и 5-1, образовывал примерно угол 90° с горизонтальной плоскостью кабины (в поперечной плоскости автомобиля).

Регулировку устройства блокировки коробки передач переключения передач следует производить следующим образом:

  • поднять кабину;
  • освободить палец 23 и отсоединить тягу 4 от вилки 22;
  • очистите скобу 25 и внутреннее звено от старой смазки и грязи;
  • надавить на внутреннюю штангу 5 до щелчка стопорной втулки 21;
  • ослабьте гайку серьги 25;
  • вставив отвертку в паз стержня 24 внутреннего стержня, повернуть ее до исчезновения углового люфта серьги;
  • не допуская вращения штока 24, затяните контргайку;
  • проверить качество подгонки.

При перемещении стопорной втулки 27 в сторону пружины 19 внутренняя тяга должна быть выведена без заеданий по всей ее длине, а при вдавливании тяги до упора в пазы стопорная втулка должна двигаться четко со «щелчком». «до тех пор, пока рукав не остановится на нижнем плече скобы.

При настройке привода учитывайте следующие требования:

  • производить регулировку при поднятой кабине и выключенном двигателе;
  • избегать перегибания и перегибания наружных и внутренних подвижных стержней;
  • во избежание поломки соедините тягу 4 с вилкой 22 так, чтобы отверстие в скобе под палец 23 находилось над продольной осью тяги 4;
  • проверить нейтральное положение коробки передач при поднятой кабине свободным перемещением рычага 18 коробки передач
  • передач в поперечном направлении (по отношению к продольной оси автомобиля). Ролик 12 в нейтральном положении коробки имеет осевое смещение 30-35 мм; чувствуется сжатие пружины.

Кулиса на МАЗе

Коромысло коробки передач представляет собой многозвенный механизм узла, соединяющий рычаг переключения передач и шток, подведенный к коробке передач. Расположение крыльев, как правило, производится под днищем автомобиля, там же, где и карданный вал. Такое расположение способствует тому, что внутрь механизма может попасть грязь, что вызовет ухудшение свойств смазочных масел и, как следствие, износ механизма.

Назначение и роль дистанционного механизма переключения передач

Он выполняет основную функцию: точную передачу движений рычага переключения передач, установленного в кабине, на механизм выбора передач, расположенный в крышке коробки передач. Точно так же на детали, непосредственно относящиеся к механизму, возложены функции регулирования хода и положения рычага скорости в поперечном направлении (т е его хода вправо и влево).

Проще говоря, коромысло заменяет рычаг, который во многих автомобилях устанавливается непосредственно в крышку кузова и доходит до пола кабины. Рычаг механизма за счет срабатывания повторяет все движения рычага в кабине, обеспечивая движение тяг механизма выбора передач и, следовательно, переключение передач.

Механизм переключения передач играет одну из ключевых ролей в управлении трансмиссией, поэтому большое внимание уделяется его надежности и долговечности, и все это достигается за счет простой и эффективной конструкции.

Устройство

Коромысло – это составной механизм, который соединяет рычаг переключения передач с коробкой передач. По конструкции он может состоять из различных тяг, рычагов, тросов, коромыслов, пружин, карданной системы и других вариантов.

В различных марках автомобилей конструкция крыльев имеет свои особенности, которые связаны с расположением коробки передач и способом соединения рычага переключения передач с валом коробки передач.

Так, например, на автомобилях ВАЗ с задним приводом классической серии, таких как ВАЗ 201-07, рычаг переключения передач установлен непосредственно в картере коробки передач, а следовательно, он не имеет трансмиссионных частей.

Сам рычаг переключения передач в быту называли коромыслом, что и произошло с другими моделями автомобилей, где ручка уже конструктивно отделена от корпуса и связана с ним кинематической связью.

Это, в частности, переднеприводные модели ВАЗ, как и у большинства других марок автомобилей, у них уже есть механизм привода от рукоятки рычага переключения передач к валу коробки передач, который называется коромыслом коробки передач.

Признаки неисправности кулисы:

  • Настроено переключение передач;
  • Сильный люфт рычага коробки передач;
  • включена неправильная передача, то есть вместо одной включена другая;
  • Можно включать только некоторые программы, другие не включаются;
  • Звук при включении, напоминающий треск.

Регулировка кулисы МАЗ

Поэтому важно периодически проверять и регулировать коромысло трансмиссии. Изначально необходимо равномерно выставить и зажать основание рычага, это позволяет избавиться от невнятности выбора передач, возникающей со временем при эксплуатации автомобиля.

Эта тяга содержит два специальных наконечника, регулирующих движение рычага в горизонтальном направлении, иными словами, если при выполнении действия поворота на крайних рядах рычаг натыкается на «препятствие», то необходимо удлинить стержень. Если коромысло коробки передач встречает «препятствие» в момент переключения вперед, то необходимо полностью удлинить весь «пистолет». А при «запирании» кулисы в движении вертикального хода, то есть вперед-назад, требуется укоротить длину оружия .

Когда рукоятка системы включения и выключения передач вправо и влево болтается и нет смысла фиксации, то вверху, на корпусе ступени, нужно ослабить контргайку и с помощью отвертки слегка открутить винт, который будет устанавливать момент штока выбора передач в нейтральное положение. После этого необходимо проверить способность рычага двигаться вперед-назад до полной остановки пружины, затем необходимо откручивать винт до тех пор, пока шток не начнет сильно двигаться и щелкать.

Схема работы по регулировке кулисы

Регулировка не требует сложных устройств, специальных инструментов или большого опыта. Операция не сложная и практически все автовладельцы могут сделать ее своими руками, не обращаясь в сервисный центр.

Регулировка требуется после каждого снятия коробки передач или при отсоединении соединительного приспособления и неправильной работе ручки переключения передач.

Есть два общих варианта настройки:

  • Задним ходом. Для этого автомобиль устанавливается на смотровую яму (лифт, эстакаду), ставится ручник и дополнительно под колеса подкладываются колодки.

Работу желательно выполнять с помощником. Один находится в салоне автомобиля, а второй в смотровом люке под днищем кузова. Один, расположенный в нижней части кузова, осуществляет зажатие хомута шатуна коробки передач, а второй в салоне переводит рычаг переключения коробки передач в наиболее удобное положение для включения задней передачи. После этого хомут на штоке затягивается и посадка считается завершенной.

  • На первой передаче. Включается первая передача, и зажим тяги снимается со штока коробки передач. Затем шток редуктора поворачивают против часовой стрелки до ощутимого упора и затягивают хомут.

В обоих вариантах проверяется четкость шестерен и при необходимости регулировка повторяется, добиваясь нужного результата.

В зависимости от конструкции могут быть и другие варианты регулировки кокетки. Поэтому перед работой на своей модели автомобиля рекомендуем ознакомиться с сервисным приложением, в котором указан конкретный способ регулировки блока кулисы.

По каким причинам плохо включаются передачи?

Затрудненное переключение передач может возникать в результате неправильной работы коробки и из-за эксплуатации автомобиля на неровных дорогах. Проблемы с коробкой передач рано или поздно случаются на совместимых автомобилях.

Если при попытке включить другую передачу вы с трудом переключаетесь, не можете или это происходит с большим усилием, то явно есть неисправность. Чаще всего автовладельцы обращаются в автосервис, когда у них возникают проблемы с включением первой или задней передачи. Достаточно распространенная проблема на автомобилях ВАЗ и Форд Фокус.

Почему тяжело включаются передачи на МКПП

Проблемы с переключением передач на механике чаще всего возникают по следующим причинам:

  • Самая распространенная проблема – выход из строя сцепления. Задняя скорость в такой ситуации включается сильно. Это связано с тем, что шестерня перекрывает зуб. Задняя передача — единственная передача в корпусе, не имеющая синхронизаторов. По этой причине в нем так ярко проявляется неисправность сцепления.
  • Вторая причина – дефект механизма выбора передач. Эта неисправность появляется, когда автомобиль стоит на месте и предпринимается попытка включить передачу.
  • Третье — это сильный износ синхронизаторов коробки передач. Больше всего поломок происходит с теми, которые используются чаще всего. Это первая, вторая и третья передачи. Сильный износ синхронизаторов проявляется только при переключении передач во время движения.

Чтобы избежать возможных поломок коробки передач, проводите регулярное техническое обслуживание, вовремя меняйте масло, а в случае мелких поломок спешите провести диагностику. Это сэкономит вам время и деньги в будущем.

Как поступить, если тяжело включается задняя передача?

Если у вас возникли трудности с включением задней передачи, выполните одно из следующих действий:

  1. Когда вы почувствуете, что передача не дошла до конца, слегка отпустите сцепление, и передача будет вставлена ​​до упора.
  2. Полностью выжмите сцепление и только через несколько секунд включите заднюю передачу.
  3. Выжимаем сцепление, ставим нейтраль и отпускаем сцепление. Затем затяните и включите заднюю передачу.
  4. Шестерня заднего хода через другую. Например, сначала включить комнату, а потом переключиться на заднюю.

Тяжело включается первая передача

Многие водители, столкнувшиеся с такой ситуацией, пытаются сильно нажать на селектор коробки передач, чтобы включить 1-ю передачу. Но это в корне неправильно и так делать не надо.

В этой ситуации необходимо использовать метод переполнения. Суть его в следующем:

  1. На второй передаче нажмите на сцепление и переведите его в нейтральное положение, а затем отпустите сцепление.
  2. После этого нужно нажать на педаль газа, увеличив скорость до 2,5 тысяч.
  3. Следующий шаг — снова включить сцепление, выжав педаль до упора и включив первую передачу в коробке. Если у вас с этим еще трудности, то необходимо повторить, т.к вы очень мало разгонялись, оборотов было очень мало.
  4. Если все действия выполнены правильно, первая скорость будет включаться без затруднений и звуков.

Однако этот метод не следует использовать постоянно, когда затруднено включение 1-й передачи. Этот способ временный, поэтому доехать до СТО можно без проблем. В любом случае коробку придется ремонтировать.

Полезные советы

КПП МАЗ — надежный механизм для современного грузового автомобиля.

Так зацементирован стальной промежуточный вал коробки передач МАЗ в зубьях. Деталь требует ремонта в следующих случаях:

  • Сломанные зубы;
  • Приносить;
  • Поверхностное сколов.

Для ремонта коробок МАЗ ставят специальную коронку. Аккуратно отожгите горловину.

Вершина детали доводится до высокой температуры с помощью высокочастотного оборудования. Вал выпрямляется путем устранения биения с помощью гидравлического пресса.

Для установки центральных отверстий используется станок.

  1. Корона прижата.
  2. Создайте натяжение не более 0,05 мм.
  3. Стальная коронка подвергается термообработке.
  4. Для сварки используется круговой шов и электрод.

Срочный ремонт коробки передач МАЗ с поврежденным цапфовым разветвителем под подшипник производится методом поверхностного хромирования.

Цементирую стальной блок шестерен заднего хода на зубья. Ремонт коробки МАЗ производится в:

  1. Острые переломы зубов;
  2. Сколы;
  3. используйте его и выбросьте.

Дефектная коронка отжигается. Деталь нагревается до 800 градусов. Ставят новый, аккуратно вдавливая сменную деталь в горловину. Обеспечивает натяжение до 0,08 миллиметра.

Если в процессе разборки и сборки коробки передач МАЗ отверстия под подшипники деформировались, их полируют.

Крепкая звездочка отжигается в электрической печи. Удалить поврежденные зубы. Отверстия просверливаются под коронку. Для обработки используется токарный станок. После нажатия проверьте биение.

Ремонт коробки передач МАЗ с разветвителем корпуса насоса необходим в случае поломки:

  • Зубчатые гнезда;
  • Оси;
  • Отверстия (появляются во втулках).

Для восстановления гнезд проводят бурение. При разборке и сборке коробки передач МАЗ все отверстия под болтовое соединение фасятся. После того, как корпус установлен, производится обработка приклада.

Если в результате износа диаметр шестерни становится меньше 13,95 миллиметров, запчасть меняют на новую.

  • В корпусе делается небольшое отверстие.
  • Ось с дефектом запрессована.
  • Устанавливается новая деталь, гнездо приваривается электродом.
  • Вал должен погрузиться на 1 мм в поверхность коробки.

Если отверстия втулки изношены, кран необходимо отремонтировать. Для ремонта коробок МАЗ:

  1. Корпус вращается, деталь привинчивается.
  2. Рукав запрессован.
  3. На него поставили новую запаску.

При обнаружении задиров и рисков в насосной базе проводятся ремонтные работы, а также разборка и сборка коробки передач МАЗ.

Шлифовка окончательной поверхности осуществляется на специальном станке. Площадь должна быть на 0,5 миллиметра выше.

Рекомендации по ремонту

Хотите, чтобы ваша делительная коробка была в хорошем состоянии долгие годы? Тогда вам нужен базовый уход и контроль. Необходимо контролировать работу таких элементов, как шестеренки, ступка, сам рычаг управления и т.д. Случилось так, что поломки уже не избежать? Мы дадим вам следующие рекомендации по самостоятельному ремонту:

  • ознакомиться со схемой и инструкцией к вашему механизму;
  • для проведения ремонта в первую очередь необходимо полностью снять коробку и только после этого можно приступать к ремонту;
  • вынув его, не спешите его полностью разбирать, иногда проблема лежит на поверхности, обратите особое внимание на все детали, если вы видите подозрительное «поведение», проблема, скорее всего, в этом элементе;
  • если все же придется полностью разбирать корпус, ставьте все детали в порядке разборки, чтобы не запутаться, когда будете собирать обратно.

Если вы не уверены в своих силах, не имеете определенных навыков и знаний, обратитесь в сервисный центр.

Оцените статью
Блог про спецтехнику