- Об истории модели и предприятия-изготовителя
- О предприятии-изготовителе
- История создания
- ЭО-4121 — СССР в Масштабе
- Описание и особенности
- Особенности конструкции и сфера применения «ЭО-4121»
- Особенности устройства
- Рабочая зона
- Назначение
- Кому полезен экскаватор ЭО-4121?
- Преимущества и недостатки
- Технические характеристики
- Габаритные размеры
- Кабина экскаватора «ЭО-4121»
- Комфорт для водителя
- Двигатель
- Характеристики двигателя «А-01М»:
- Трансмиссия
- Ходовая часть
- Гидравлическая система
- Электрооборудование
- Расход топлива
- Характеристики ковша:
- Технические характеристики в цифрах
- Главные узлы навесного механизма
- Сменное рабочее оборудование
- Модификации
- Цена и отзывы владельцев
- Цена б/у экскаватора «ЭО-4121»
- Заключение
Об истории модели и предприятия-изготовителя
Первый экземпляр этой землеройной техники был собран в 1970 году. После прохождения исчерпывающих испытаний в 1974 году на Ковровском экскаваторном заводе Владимирской области началось серийное производство экскаваторов ЭО-4121.
Ковровский экскаватор — производитель первого экскаватора в нашей стране и вообще одно из старейших предприятий всего отечественного машиностроения. Он был основан на базе производства железнодорожных мастерских, действовавших с 1861 года на станции Ковров Московско-Нижегородской железной дороги.
В 1930 году мастерские были преобразованы в завод по ремонту землеройных машин иностранного производства. А уже 21 апреля 1931 года здесь был построен первый в истории советский экскаватор, ставший родоначальником обширного семейства экскаваторов «Ковровец».
Как в советское время, так и по сей день Ковровский экскаваторный завод является одним из ведущих и ведущих отечественных предприятий в этой отрасли. За годы существования с его конвейера сошло около ста тысяч единиц землеройной техники, а количество различных моделей и модификаций достигло 64 типов. Экскаватор ЭО-4121 продержался на заводском транспортере до 1991 года, а ЭО-4124, ЭО-4125, ЭО-4224, МТП-71 (ЭО-4221″). Современным воплощением концепции ЭО-4121 можно назвать Экскаватор ЭО.-4225, более прогрессивная и улучшенная версия.
Сегодня Экскаватор специализируется на выпуске полноповоротных гидравлических гусеничных экскаваторов: «Кит-26», «ЭО-4225А-071», «ЭО-4225А-061» с полным набором комплектующих. Также производит лесозаготовительное и погрузочное оборудование.
О предприятии-изготовителе
Производство экскаваторного завода Э0-4225 «Ковровец», г. Ковров Владимирской области. Это одно из старейших машиностроительных предприятий нашей страны, которое в советские годы было одним из крупнейших производителей землеройной техники. До наступления тяжелых постперестроечных времен Ковровский экскаваторный завод выпускал 90 000 землеройных машин.
Свою историю компания ведет от железнодорожных мастерских, образованных в 1861 году на станции Ковров Московско-Нижегородской железной дороги. В 19ЗО эти мастерские получили новую специализацию: они были реорганизованы в завод по ремонту импортных землеройных машин. В конце апреля 1921 года он спустил на воду первый советский экскаватор, ставший родоначальником обширного семейства ковровской землеройной техники.
Еще до окончания Великой Отечественной войны, в 1944-1945 годах, специалистами предприятия был разработан и запущен в серию принципиально новый механический экскаватор Э-5О5 с гидравлическим управлением и ковшом емкостью около 5 м3. При этом все годы войны ковровецкий завод снабжал фронт необходимой продукцией: танковыми колесами Т-З4, корпусами ракет, минами и авиабомбами. Уже в 1949 году ковровские экскаваторы были направлены не только на внутренний рынок, но и на экспорт.
Поступательное развитие предприятия постепенно вывело его в число лидеров этой машиностроительной отрасли Советского Союза. Успех компании во многом связан с именем лучшего директора в ее истории: Николая Ивановича Юрыгина. Этот энергичный и волевой человек руководил Ковровским экскаваторным заводом с 1963 по 1985 год. Важнейшими вехами в развитии предприятия стали серийные модели экскаваторов Э-652Б (награжден знаком качества в 1969 году); ЭО-4121, ЭО-4124.
В 90-е годы ЭО-4225 оснащался «квадратной» кабиной старого образца.
В 2006 году Ковровский экскаваторный завод вошел в промышленную «Группу GA3». Примерно с 2009 года КМЗ начал разваливаться. Начали ликвидировать второстепенные активы, сокращать рабочие места, угробить социальные объекты, которые были на балансе завода. Во-первых, было ликвидировано производство запорной арматуры, шаровых кранов, светильников; затем штамповочное производство, и литье под давлением, и ковка, и отчасти механика.
После этого осталось только сборочное производство КЭЗ. Комплектующие привозили из разных городов: из Чебоксар — гусеницы, из Нижнего Новгорода с ГАЗа — противовесы, из Твери — кабины, причем уже в сборе и т.д. Под блефом о создании на базе компании новых производств металлических и пластиковых деталей Ковровский экскаваторный завод был полностью разрушен и прекратил свое существование.
История создания
Производителей экскаватора ЭО-2621 несколько. С 1967 года эта техника выпускалась в Киеве («Красный экскаватор») и в Челябинской области, на Златоустовском экскаваторном заводе (ныне — ООО «Златекс»). А также, с 1974 года, в Киевской области, на Бородянском экскаваторном заводе (в наше время ОАО «Борекс»).
Кроме того, производство этого оборудования было налажено на различных машиностроительных предприятиях СНГ. Родоначальниками этой универсальной модели землеройной машины были гидросистемы с быстросъемными навесками «Е-201», созданные на базе советских тракторов: липецкого «Т-30» и минского «МТЗ-2 «Беларус». И более поздних, его улучшенный вариант «Е-221».
Эта техника, в свою очередь, стала продолжением первого в Союзе серийного навесного экскаватора с гидроприводом разработки ВНИИ Стройдормаш — неполноповоротного экскаватора Е-153 на базе белорусского трактора МТЗ-2. Изготовителем этого крайне необходимого в народном хозяйстве оборудования был киевлянин. Каждая из этих моделей предназначалась для широкого спектра средне- и малообъемных погрузочно-разгрузочных и наземных работ. И каждый становился новым шагом вперед, воплощением ряда улучшений. Увеличены глубина копания, усилие резания грунта и угол поворота ковша. Показателем большого спроса Советского Союза на эту технику в то время является то, что экскаваторными заводами становились целые предприятия,для производства исключительно упомянутых выше моделей. В частности, Саранский ремонт двигателя; или крупный цех Златоустовского механического завода, который в дальнейшем будет называться соответственно «Саранский экскаваторный завод.
Непосредственным предшественником ЭО-2621 был экскаватор Э-2515, который в базовом исполнении оснащался ковшом обратной лопаты вместимостью 0,25 м3; максимальная глубина котлована 3 м; высота разгрузки — 2,6 м; производительность: 45-60 м3 в час, что значительно превышало все модели навесных экскаваторов предыдущих серий. К началу 1970-х разросшийся Киев уже поглотил черту города, окружив его жилыми кварталами по периметру. Мест для строительства новых мастерских не осталось, и их стали строить в городе Бородянка Киевской области. В результате именно туда было полностью перенесено производство тракторных экскаваторных систем.
Через несколько лет к Саранску присоединились Киев и Златоуст, где также наладили серийное производство ЭО-2621. До «перестройки» и распада Советского Союза ежегодно производилось более двадцати тысяч единиц этой техники. Эти объемы не только покрыли потребности внутреннего рынка, но и позволили экспортировать экскаваторы ЭО-2621 в 38 стран мира.
Отличные эксплуатационные характеристики, дешевизна производства и эксплуатации, надежность и простота сделали «ЭО-2621» ведущим тракторным навесным экскаватором, самым массовым в мире. Данная модель в своей модификации «ЭО-2621В-3», благодаря невысокой стоимости и надежности, выпускается до сих пор и имеет стабильный спрос на рынке. Хотя, конечно, речь не идет о прежних объемах производства.
ЭО-4121 — СССР в Масштабе
Годы выпуска: 1970 — 1995 Изготовитель оригинала: КЭЗ «Ковровец» Изготовитель модели: Кемпал Масштаб: 1:43
ЭО-4121 — гусеничный экскаватор, типичный для строек СССР 70-80-х гг. Опытный образец этой машины был собран в 1970 г на ковровском экскаваторе), на котором в 1931 г был построен первый советский экскаватор. -4121 тоже стал первым в своем роде: именно с него в СССР началась история гидравлических полноповоротных гусеничных экскаваторов. С 1974 года новый автомобиль встал на конвейер и начал его серийное производство. ЭО-4121 имел 6-цилиндровый дизельный двигатель, 5 цилиндров механизма гидропривода и 3 гидромотора: один вращал деку, а два других устанавливали гусеницы по отдельности.Экскаватор имел ходовую часть тракторного типа, а натяжение гусениц осуществлялось гидроцилиндром. ЭО-4121 предназначался для земляных работ с грунтом I-IV категории, то есть от рыхлого легкого песка до многолетней мерзлоты и глины тяжелой. В состав рабочего оборудования экскаватора входили: ковшовая обратная лопата вместимостью от 0,3 до 1,25 м³, ковш, фронтальная лопата и фронтальная лопата с вращающимся ковшом. В кабине ЭО-4121 в целом было тихо и тепло, обзорность с рабочей площадки была очень хорошей благодаря полному остеклению передней стенки. Впрочем, эргономика рабочего места не отличалась: если сидеть так, чтобы ноги удобно упирались в педали, до рычагов управления будет сложно дотянуться,А если сидеть так, чтобы удобно было управлять рычагами, колени водителя упирались в лобовое стекло. Для смены работы в этой должности следует исходить из того, что задняя часть экскаватора сильно устала. За время производства ЭО-4121 «Ковровец» несколько раз проводил модернизацию машины. Так появились ЭО-4121А, ЭО-4121Б, а также их модификации: ЭО-4124, ЭО-4125, ЭО-4224, МТП-71 (ЭО-4221). ЭО-4121 продержался на конвейере до середины 90-х и выпущенные машины эксплуатируются до сих пор. Похоже, это был солидный экскаватор. О ЕО-4121 в масштабе 1:43 из мастерской Кемпала сложно говорить, лучше увидеть вблизи. Это, по сути, шедевр среди образцов отечественной спецтехники.Тщательная обработка (светотехника, гидромоторы, рабочее место водителя, шасси, гидравлика, шланги) сочетается с подвижностью всех рабочих органов: траки состава подвижны, все шарниры стрелы полностью подвижны, платформа вращается. Миниатюрный экскаватор достаточно тяжелый, так как выполнен из металла. Немного о том, что альтернативных производителей этой модели в природе нет, такое качество исполнения надо еще поискать. В целом, это один из флагманов коллекции. Хочу добавить, что экземпляр на фото — это модель из десятки, произведенная мастерской.Гусеницы состава подвижны, все шарниры стрелы полностью двигаются, дека вращается. Миниатюрный экскаватор достаточно тяжелый, так как выполнен из металла. Немного о том, что альтернативных производителей этой модели в природе нет, такое качество исполнения надо еще поискать. В целом, это один из флагманов коллекции. Хочу добавить, что экземпляр на фото — это модель из десятки, произведенная мастерской.Гусеницы состава подвижны, все шарниры стрелы полностью двигаются, дека вращается. Миниатюрный экскаватор достаточно тяжелый, так как выполнен из металла. Немного о том, что альтернативных производителей этой модели в природе нет, такое качество исполнения надо еще поискать. В целом, это один из флагманов коллекции. Хочу добавить, что экземпляр на фото — это модель из десятки, произведенная мастерской.Хочу добавить, что экземпляр на фото — это модель из десятки, произведенная мастерской.Хочу добавить, что экземпляр на фото — это модель из десятки, произведенная мастерской.
Описание и особенности
Этот экскаватор является классическим представителем сегмента строительной техники 1970-х и 1980-х годов, так как в этот период практически на всех стройках использовалась только эта модель.
Также ЭО-4121 является родоначальником полноповоротной землеройной техники, так как именно эта модель впервые получила принцип гидравлического поворота рабочих органов.
Для увеличения мощности и производительности рабочих органов было решено увеличить давление во всей гидравлике до 250 килограммов на квадратный сантиметр.
Основными преимуществами данного экскаватора являются:
- Простое и недорогое обслуживание. Конструктивные особенности машины обеспечивают легкий доступ практически ко всем узлам и деталям, что положительно сказывается на комфорте и эффективности техники в плане проведения ремонтных работ.
- Долгий срок службы всех элементов экскаватора. Детали, используемые в корпусе, вспомогательном оборудовании и силовой установке, изготовлены из высокопрочного металла для предотвращения коррозии. В результате этого и сейчас экскаватор ЭО-4121 часто можно увидеть в полном действии.
- Кабина экскаватора была вполне комфортной для своих лет. Имеются звукоизоляционные и теплоизоляционные материалы, благодаря чему в салоне поддерживается оптимальная температура для работы оператора в холодное время года.
- Экскаватор имеет три гидромотора. Один из них отвечает за управление поворотной платформой, а другие используются для управления гусеницами.
- Машина обладает достаточно высокой устойчивостью при выполнении земляных работ. Это связано с правильным расчетом центра тяжести и наличием специальных противовесов.
- Спереди в кабине используется только стекло, что значительно улучшает обзор рабочей зоны с места оператора.
Но помимо достоинств у этого экскаватора есть и недостаток, а именно низкая эргономичность рабочего места оператора. Расположение приборов и рычагов в кабине не совсем удовлетворительное, поэтому оператору при длительной работе приходится часто менять положение тела, что, в свою очередь, вызывает усталость.
В комплектацию экскаватора входит несколько видов сменного рабочего оборудования, а именно это ковши объемом от 650 кубических миллиметров и до 1500 кубических миллиметров.
Основное назначение ЭО-4121 – выполнение любых работ в температурных условиях от минус 40 градусов Цельсия до свыше 40 градусов Цельсия.
Стоит отметить, что существует и тропическая версия этого экскаватора, версия, которая способна исправно работать даже при температуре окружающего воздуха более 55 градусов Цельсия.
Особенности конструкции и сфера применения «ЭО-4121»
В конструкцию экскаватора ЭО-4121 входит гусеничная платформа с поворотным механизмом. В поворотной части размещены рабочее оборудование (стрела и ковш), системы управления, топливный бак, гидробак, дизельный двигатель, три гидромотора, 5 гидроцилиндров и другие гидравлические компоненты, кабина машиниста и противовесы (на задний). Поворотный стол поддерживается на раме шасси с помощью роликового опорно-поворотного устройства.
Один из гидромоторов вращает платформу экскаватора, а два других по отдельности приводят в движение гусеницы. Ходовая часть экскаватора тракторного типа, натяжение гусениц осуществляется с помощью гидроцилиндра. В состав основного рабочего оборудования экскаватора входили: обратная лопата с ковшами вместимостью от 0,3 до 1,25 м3, ковш, прямая лопата и прямая лопата с качающимся ковшом, погрузчик, гидромолот.
Экскаватор рассчитан на работу в диапазоне температур от -40 до +40 градусов (в тропическом исполнении — до +55 градусов). За счет использования ковшей разного размера и универсальности платформы экскаватор ЭО-4121 эффективно выполняет не только землеройные работы (рытье траншей, валов и валов), но и погрузку сыпучих и мелкоизмельченных материалов (даже вилами или ложка).); дробление твердых пород гидромолотом; рыхление почвы съемным зубом.
Особенности устройства
Помимо того, что модель имела гидравлическую систему и полноповоротный механизм, была предусмотрена система очистки рабочей жидкости. Было установлено 12 фильтров, охлаждаемых в радиаторе 16. Для проведения работ необходимо было иметь не менее 75 литров рабочей жидкости.
Система управления экскаватором представлена двумя колонками, и каждый рычаг допускает два движения. Кроме того, автомобиль был оборудован рычагом управления частотой вращения двигателя, стояночным тормозом (и для поворота, и для движения). Также имелась система контроля за работой двигателя и гидравлической системы.
Благодаря тому, что модель была сделана добротно, на рынке до сих пор можно найти предложения о продаже. Стоимость на вторичном рынке около 300-400 тысяч рублей. Но обычно уже покупают аналоги, появившиеся позже, например, экскаватор МПТ-71.
Если вы воспользуетесь услугами этой техники, это будет стоить вам от 900 до 1000 рублей за час работы.
Устройство и технические характеристики универсального одноковшового экскаватора с гидравлическим приводом
Экскаваторы с гидравлическим приводом имеют ряд преимуществ перед механическими.
Для выполнения всех операций рабочего цикла в конструкции экскаватора с гидроприводом предусмотрены следующие основные узлы и механизмы: силовая установка, гидроаппаратура, рабочее оборудование, механизм поворота, механизм перемещения.
Силовая установка используется для вращения гидронасосов, создающих давление в гидросистемах экскаватора. Силовая установка, как правило, состоит из дизеля и его систем: силовой, охлаждающей и смазочной. На экскаваторах ЭО-4121 и ЭО-5122 дизель также вращает вспомогательный генератор переменного тока, обеспечивающий питание для обогрева кабины и других нужд.
Рабочая зона
Наибольший радиус копания на парковочном уровне 9,3 м
Максимальная кинематическая глубина копания 6,0 м
Максимальная высота копания 7,7 м
Наибольшая высота разгрузки 5,15 м
Назначение
Гусеничный экскаватор ЭО-4121 предназначен для таких работ, как рытье траншей и котлованов различной глубины; создание насыпей из земли и других сыпучих материалов; очистка производственных площадок от промышленных отходов; рыхление твердых масс почвы; рытье канала; разработка скважин; разрушение любой бетонной конструкции; погрузка и разгрузка различных материалов.
Техника способна справиться с грунтом категорий первой, второй, третьей и четвертой плотности, однако для последнего требуется предварительное рыхление, которое экскаватор может выполнить гидромолотом или рыхлителем одинарным зубное оборудование.
В советское время эту модель часто использовали на стройках, но работоспособность этой техники иногда наблюдалась и в промышленных отраслях.
Кому полезен экскаватор ЭО-4121?
Учитывая, что модель этой спецтехники может комплектоваться сменным рабочим оборудованием, спектр ее применения достаточно широк. Кроме того, экскаватор способен работать в разных климатических условиях, что позволяет работать на всей территории России и ближнего зарубежья. При желании его можно отправить даже в тропики, так как рабочие температуры от -40 до +55 градусов.
Такая модель способна выполнять земляные работы (грунт может быть любой категории), погрузку сыпучих материалов, работу с породами, которые дробятся на куски размером примерно 40 см.
Ковш вместимостью 1 кубический метр способен транспортировать грунт или сыпучие материалы до 2,2 тонны.
Мерзлый грунт или глинистые грунты также под силу этой модели. Экскаватор способен копать твердые породы при условии наличия гидромолотной кровли.
Преимущества и недостатки
На фото ЭО 2621 выглядит как типичный советский трактор, но в отличие от многих моделей этого класса одноковшовый экскаватор ЭО 2621 имеет преимущества, которые эффективно используются малыми и крупными компаниями и фермерскими хозяйствами.
- Во-первых, это сочетание возможностей и цены, которое амортизируется максимум через 2 года, к этому можно добавить срок полезного использования, превышающий указанный в нормативно-технической документации;
- Высокая ремонтопригодность и доступность запчастей;
- Быстрая смена рабочих органов на месте с использованием сервисного инструмента (не нужно выезжать в гараж);
- Экономичный двигатель и большой вес сцепления;
- Хорошо заводится при минусовых температурах.
Недостатки включают:
- Непривлекательный внешний вид по сравнению с современной спецтехникой;
- Рабочее место не оборудовано гидравлическим подъемно-амортизирующим устройством.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина — 4900 мм (без ступицы);
- ширина — 2900 мм;
- высота — 3060 мм.
Другие особенности:
- Дорожный просвет составляет 942 мм.
- Скорость движения – 2,8 км/ч.
- Производительность: до 150 куб.м/час.
- Обороты платформы в минуту — 6.
- Радиус, описываемый хвостовой частью платформы, составляет 3,13 м.
- Вместимость рабочего ковша от 0,65 до 1,5 куб.м.
Радиус/глубина копания:
- задний отвал — 9,2/5,8 м;
- лопата прямая – 7,25/3,6 м;
- грейфер — 8,9/3,2 м;
- погрузчик — 3,75 м.
Усилие на зубьях ковша 14 200 кгс. Погрузочная высота — 5 метров.
Масса:
- с прямой лопатой – 19,87 тонны;
- с задней лопатой — 20,9 т;
- с ложкой — 20,9 т;
- с погрузчиком — 19,87 тонны.
Время цикла:
- с лопатой и погрузчиком — 16 секунд;
- обратной лопатой — 20 секунд.
Давление на грунт — 63,6 кПа.
Дизельный двигатель:
- объем – 11,15 л;
- мощность — 135 л.с.;
- расход топлива – 163 г/л.с.-ч;
- расход масла на угар — 0,3% к расходу топлива.
Габаритные размеры
- Конструктивная длина экскаватора без ковша составляет 4900 миллиметров.
- Ширина гусеничной платформы составляет 2900 миллиметров.
- Общая высота по салону составляет 3060 миллиметров.
- Гусеница (продольная база) – 2750 мм.
- Наименьший дорожный просвет под поворотной платформой составляет 942 миллиметра.
Кабина экскаватора «ЭО-4121»
Поскольку ЭО-4124 был первой моделью полностью вращающегося экскаватора в СССР, перед его конструкторами стояла задача уравновесить его на вращающейся платформе. При этом необходимо было создать значительное преимущество в тылу; это значительно увеличило бы усилие, развиваемое в ковше. По этим причинам кабину и двигатель экскаватора ЭО-4121 разделяет два метра, что в наших условиях кажется довольно экзотическим. Также можно отметить, что 2 дверцы капота также расположены в задней части экскаватора, а не сбоку. Там же установлен дополнительный противовес.
Кабина, с современной точки зрения, представляет собой обычный «жестяной ящик», напоминающий «скворечник», с минимальным набором удобств для водителя. Однако он оснащен вентиляцией и обогревом, тепло- и звукоизоляцией, сиденьем с мягкой подушкой, а также рядом приборов и рычагов управления. Лампочки предусмотрены для освещения и вывесок.
В большинстве случаев экскаватор ЭО-4124 эксплуатируется с ковшом обратной лопаты вместимостью 0,6 м, что позволяет разрабатывать ранее не разрыхленные грунты. На гидравлическую стрелу можно установить около 50 различных видов навесного оборудования: гидромолоты различной мощности, погрузочный ковш, ковш для рыхлой земли объемом 1,3 м и более.
Комфорт для водителя
Несмотря на то, что он был изобретен почти 50 лет назад, о комфорте оператора тщательно заботились. Кабина имела хороший обзор, позволяющий видеть все, что происходило на строительной площадке.
Производитель предусмотрел систему звуко- и звукоизоляции. Кроме того, дополнительная система освещения позволяла безопасно работать в темное время суток.
Кабина была оборудована снегоуборщиком, а микроклимат в ней создавался отопителем и воздухоохладителем.
Минусом было то, что расположение педалей и основных органов управления не соответствовало требованиям эргономики. Это доставляет дискомфорт водителю и при постоянном использовании техники может привести к болям в спине.
Двигатель
Экскаватор оснащен дизельным двигателем А-01 производства Алтайского моторного завода (г. Барнаул). Силовая установка отличается простотой конструкции, надежностью и прочностью. Производство двигателей этого типа продолжается, что упрощает ремонт существующей техники.
Характеристики двигателя:
- тип: шестицилиндровый, четырехтактный, без наддува;
- газораспределительный механизм – два клапана;
- расположение цилиндров — вертикальное;
- охлаждение — водяное принудительное;
- мощность — 135 л.с;
- диаметр цилиндра — 130 мм;
- ход поршня — 140 мм;
- частота вращения коленчатого вала — 1700 об/мин;
- моторесурс — 12000 часов;
- расход топлива – 25 л/ч;
- емкость бака – 350 л;
- воздушный фильтр — центробежно-циклонного типа;
- стартер — ПД-10У (10 л.с.);
В холодных районах устанавливается предпусковой подогреватель ПЖБ-300В.
Характеристики двигателя «А-01М»:
- номинальная мощность — 130 л.с.;
- частота вращения — 1700 об/мин;
- степень сжатия — 140.
Трансмиссия
Трактор Т-74 оснащен двухлинейной механической трансмиссией. Это говорит о том, что мощность передается на шасси. Он обеспечивает работу дополнительных агрегатов, с которыми работает трактор.
Шестиступенчатая коробка передач может работать в четырех режимах. Переключение между режимами осуществляется с помощью двух рычагов. Первый рычаг делит передачи на диапазоны: рабочий, повышающий и нейтральный. Второй отвечает за переключение передач: передняя, задняя, нейтральная.
Смена режимов происходит за счет гидромуфт. Некоторые машины оснащены редуктором хода. Сцепление двухдисковое, приводится в действие педалью.
Стоит отметить, что вспашку обычно производят на первой передаче. Для стандартных задач предусмотрены 2-я, 3-я и 4-я передачи. Если трактор работает как трактор, используются более высокие режимы работы. Допускается изменение режима работы только после выключения сцепления.
Ходовая часть
Гусеничный привод экскаватора с шириной колеи 600 — 800 мм позволял ему свободно передвигаться как по песчаному, так и по твердому грунту со средней скоростью 4 — 5 км/ч. Гусеницы приводятся в движение гидравлическим электродвигателем. Volvo 210 оснащен гидравлическим многодисковым тормозным устройством. Цепь натягивается гидроцилиндром, плунжером, ползунком и направляющей вилкой.
Гидравлическая система
В распоряжении водителя Volvo 210 одна из самых совершенных гидравлических систем ASWM, позволяющая добиться наиболее оптимального распределения всех ресурсов машины с учетом конкретного плана действий. Такая система практически лишена недостатков, а среди ее основных достоинств можно выделить:
- высокая производительность системы;
- ускоренная работа стрелы в циклическом режиме;
- маневренность экскаватора;
- режим принудительного всплытия;
ASWM позволяет оператору полностью использовать режим работы, наиболее подходящий для конкретных условий эксплуатации.
- Тип ковша для установки — обратная лопата.
- Минимальная вместимость устанавливаемого ковша 0,44 куб.м.
- Наибольшая вместимость ковша для установки – 1,3 куб.
- Количество зубьев на нижней режущей кромке – 5.
- Максимальная глубина копания 4000 мм.
- Максимальная высота выгрузки ковша составляет 4090 мм.
Электрооборудование
Напряжение для работы осветительных приборов и оборудования вырабатывается генератором. Мощность генератора 180 Вт. Этого достаточно для аккумулятора, амперметра, освещения салона, фар, звукового сигнала. Каждый из перечисленных узлов потребляет 12 Вт электроэнергии.
Расход топлива
Удельный расход топлива модели составляет 185 г/л.с на одного. Топливный бак вмещает 350 литров топлива.
Характеристики ковша:
- Тип: Базовый землеройный ковш.
- Наименьший установленный объем ковша составляет 0,65 куб.
- Наибольший объем ковша для установки – 1,5 куб.
- Максимальный радиус копания составляет 9200 мм.
- Максимальная глубина копания 5800 мм.
- Максимальная высота загрузки составляет 5000 миллиметров.
Технические характеристики в цифрах
Экскаватор ЭО-4121 Общие параметры» :
- Колесная формула – 4 на 4;
- Длина без ковша — 4,9 м, ширина — 2,9 м, высота — 3060 м;
- База пути – 2750 м;
- Размер гусеницы: длина 2,93 м, ширина ленты 0,58 м;
- Обороты платформы в минуту — 6;
- Ширина площадки — 3 м;
- Дорожный просвет под поворотной платформой – 942 мм;
- Высота по оси пятки пера — 2,02 м;
- Расстояние от оси пятки до оси вращения — 520 мм;
- Масса с передней лопатой — 19,87 т, с задней лопатой — 20,9 т, с ковшом — 20,9 т, с погрузчиком — 19,87 т;
- Скорость движения – 2,8 км/ч.
- Преодолеваемый уклон дороги — 22 градуса;
- Производительность: до 150 куб.м в час.
Особенности модели рабочего ковша:
- Вместимость: от 0,65 до 1,5 куб.м;
- Радиус копания — 9,2 м (с обратной лопатой); 7,25 м (прямой отвал); 8,9 (коготь); 3,75 м (на магазин);
- Радиус, описываемый хвостовой частью платформы, составляет 3,13 м;
- Глубина копания: 5,8 м (с обратной лопатой); 3,6 м (прямой отвал); 3,2 м (клешня);
- Погрузочная высота — 5 метров;
- Усилие на зубьях ковша – 14 200 кгс;
- Время цикла — с фронтальным погрузчиком и погрузчиком: 16 секунд; с задним веслом: 20 секунд.
В зависимости от типа используемого куба эти данные могут незначительно отличаться. Удельное давление на грунт экскаватора ЭО-4121 составляет 63,6 кПа, минимальное время цикла при угле поворота 90 градусов составляет 18 секунд.
Главные узлы навесного механизма
Рабочее оборудование советского экскаватора эо 4121 можно разделить на два типа: постоянное и сменное. Оба типа съемные. В постоянный комплект входят ручка и лопатообразный тип. К заменяемому оборудованию относится оборудование, устанавливаемое по результатам выполненных работ.
К заменяемому оборудованию относятся:
- Обратная лопата с рукоятью разной длины;
- Профильный куб;
- Прямая лопата с ковшом;
- Механизм захвата и пинцет;
- Погрузочные вилы;
- Гидравлический молот;
- Потрошитель;
- Оборудование Шелл.
Сменное рабочее оборудование
Экскаваторы «ЭО-4121» могут комплектоваться как вращающимися, так и невращающимися ковшами. Качели значительно расширяют вылет экскаватора, так как могут не только разрабатывать и грузить грунт, но и планировать лопаты. Грейферный ковш состоит из двух захватов и двух тяг.
Передняя и задняя лопаты вместимостью 1 куб м предназначены для разработки грунтов до четвертой категории, а ковш вместимостью 0,65 куб м — для работы с щебнем и рыхлыми мерзлыми грунтами. Ковш погрузчика вместимостью 1 кубический метр загружает грунты и материалы насыпной массой до 2,2 тонны на кубический метр, а ковш вместимостью полтора кубических метра грунты и другие материалы насыпной массой до 1,6 т/м3.
В постоянное оборудование экскаватора ЭО-4121 входят рукоять и один из видов лопат. Оборудование, специально устанавливаемое в зависимости от вида и характера работ, подлежащих выполнению в каждый момент времени, считается съемным. Перечень сменного оборудования ЭО-4121 следующий: обратная лопата с хвостовиками разной длины; профильный куб; прямая лопата с ковшом; захват и клещевой механизм; грузовые вилы; гидромолот; рыхлитель; гидравлические ножницы; магнитная пластина; захватить снаряжение.
Модификации
Всего было выпущено две модификации этого гусеничного экскаватора, а именно ЭО-4121А и ЭО-4121Б. Наиболее популярной из них стала вторая модификация.
ЭО-4121Б отличается от базового экскаватора усиленной стрелой, благодаря чему расширяется область применения техники. Машина использовалась для извлечения и разрыхления горных пород. Кроме того, это изменение позволило экскаватору работать с очень тяжелыми весами, что также является большим преимуществом.
Станок может использоваться в рабочем процессе гидромолота, цангового цангового типа, а также рыхлительного оборудования. Все это только позволяет технике проводить вскрышные работы на обледенелых и каменистых грунтах.
Кабина оператора установлена на резиновых амортизаторах, поглощающих сильные вибрации и удары при работе. В кабине также есть регулируемое сиденье и транспортный кондиционер (опционально).
Цена и отзывы владельцев
Цена экскаваторов в эксплуатации составляет 600-800 тысяч рублей, что значительно ниже, чем у зарубежных аналогов. Неисправное оборудование продается как запчасть за 50-200 тысяч рублей. Стоимость аренды варьируется от 700 до 1200 рублей в зависимости от деталей выполняемого заказа.
Николай, 62 года, г. Ковров
В этом подразделении он проработал более 30 лет. Конструкция ходовой части хорошо продумана, надежна и прочна. Машина устойчива, имеет высокую грузоподъемность и проходимость. Поломки были редкостью.
Игорь, 55 лет, Керчь
В парке компании есть этот экскаватор. Мы редко используем его, когда вся команда отсутствует. Машина функциональная и мощная, копает быстро и глубоко. Усложняет процесс управления рычагами, которые сильно изношены.
Михаил, 44 года, Сызрань
Экскаватор мощный и надежный. К нему легко найти запчасти отечественного и зарубежного производства. Это дешевле, чем покупать новое оборудование. В первую очередь я установил просторную и удобную кабину, которую оборудовал мягким креслом и кондиционером.
Цена б/у экскаватора «ЭО-4121»
Новых экскаваторов марки ЭО-4121 в наше время не существует, так как производство этой модели было завершено почти три десятилетия назад. Подержанных экскаваторов на вторичном рынке очень и очень мало по той же причине: слишком велико их чисто физическое устаревание. В запчасти предлагаются «ЭО-4121» выпуска 80-х годов по 80-100 тысяч рублей. За экземпляры на ходу просят больше: до 300-350 тысяч рублей Стоимость одного часа работы станка на ЭО-4121 будет в пределах 1000 рублей (+/- пара сотен).
Аналогами модели «ЭО-4121» можно назвать экскаваторы «МПТ-71», «ЭО-4225» и «ЭО-4125», более новые и совершенные землеройные машины, пришедшие ему на смену.
Заключение
Сегодня ЭО-4121 пользуется спросом у очень небольшого сегмента любителей старой техники. Высокая мощность и низкая скорость передвижения ставят под вопрос целесообразность использования этого экскаватора в личных подсобных хозяйствах, а устаревшие технические решения и проблемы с запчастями делают его непривлекательным для крупных и средних компаний. Однако ЭО-4121 сыграл свою роль в истории отечественного тракторостроения и послужил базой для ряда удачных современных моделей.