- Об истории модели и предприятия
- Экскаватор ЭО-4321
- Один из лучших в истории колёсных экскаваторов
- Общая информация
- Сфера применения и особенности модели
- Назначение
- Преимущества и недостатки
- Описание и особенности
- Особенности конструкции
- Технические данные
- Вспомогательное оборудование
- Особенности экскаватора ЭО 4321
- Эксплуатационные характеристики экскаватора
- Технические характеристики
- Кабина экскаватора
- Двигатель
- Параметры двигателя «СМД-17Н»:
- Гидравлическая система
- Ходовая часть
- Расход Топлива
- Рабочее оборудование
- Дополнительное оборудование
- Технические параметры экскаватора «ЭО-4321Б» в цифрах
- Устройство
- Габаритные размеры
- Кабина экскаватора
- Модификации
- Модель имела несколько модификаций
- Цена нового и б/у
- Отзывы
Об истории модели и предприятия
Киевский экскаваторный завод — одно из старейших машиностроительных предприятий нашей страны. Он был основан в 1898 году как завод по производству сеялок и другой сельскохозяйственной техники. Многие рабочие этого завода участвовали в революционной деятельности, а после 1917 г активно участвовали в установлении Советской власти. С 1918 года завод назывался «Красный пахарь».
Первый карьерный многоковшовый экскаватор модели «МК-1» был выпущен заводом в 1934 году. В 1935 году предприятие сменило специализацию, окончательно перейдя с производства сельскохозяйственной техники на производство экскаваторов, и стало известный как «Красный экскаватор».
После начала Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Западную Сибирь, но сразу же после освобождения Киева от фашистов началось восстановление предприятия. Здесь в 1955 году был выпущен первый в истории СССР гидравлический экскаватор, а в последующие годы завод был переориентирован на производство этого вида техники.
После распада Советского Союза завод был переименован в «Атек». Оно регулярно анонсировало и способствовало выпуску новых, более современных моделей экскаваторов, но на деле пришло в упадок, его мощная материально-техническая база была растрачена и разграблена. Завод пережил несколько банкротств, грабительских захватов: «маскарады» сотрудников милиции и «вооруженных людей в погонах».
С декабря 2014 года на территории завода находится учебная база националистического полка «Азов», а оставшееся имущество демонтировано, вывезено на металлолом и стройматериалы. Последней продукцией завода «Атек» стал единственный образец танка «Азовец» с двумя башнями (!), изготовленный из экскаватора на базе танка Т-64».
Экскаватор ЭО-4321
ЭО-4321 была одной из самых востребованных строительных машин 1970-1980-х годов. В то время до 35 % всех экскаваторов, собираемых в Советском Союзе, составляла продукция киевского завода «Красный экскаватор», и модель ЭО-4321 считалась самой популярной, «неубиваемой» и долговечной среди них. При этом бригада стала первым представителем нового семейства гидравлических экскаваторов с возможностью поворота корпуса вокруг собственной оси на 360 градусов и пневматическими колесами.
Благодаря своей универсальности эта модель быстро распространилась по всем регионам СССР. На ЭО-4321 работали практически все республики страны.
Дебютный экземпляр автомобиля сошел с конвейера в 1972 году. Техника получилась универсальной и удобной, но имела и определенные недостатки. Гидравлические шланги через короткое время начали протекать, а рама в основании поворотной платформы была довольно слабой и не всегда выдерживала большие нагрузки.
Один из лучших в истории колёсных экскаваторов
«ЭО-4321» — универсальный гидравлический роторный экскаватор на пневматических колесах, вторая машина этой конструкции в истории советской промышленности. Относится к 4-й размерной группе. Выпускался Киевским экскаваторным заводом с 1972 по 1993 год. «ЭО-4321» был одним из самых массовых и массовых отечественных экскаваторов. За годы производства было выпущено три модернизированных варианта этой машины: «ЭО-4321А», «Б» и «В» (он же «Атек-881»). Все эти варианты будут рассмотрены в этом посте.
Серийное производство экскаватора ЭО-4321 началось в Киеве в 1972 г. Новая машина пополнила ряды первых отечественных гидравлических поворотно-откидных экскаваторов: с 1970 г в Ленинграде, а затем в Калинине принадлежащий ей ЭО-3322 выпускался до третьего размерная группа».
Общая информация
Экскаватор ЭО-3323 чаще всего используется для рытья колодцев, траншей, погрузки каменистого и мерзлого грунта на свалку. Конструкция оборудования позволяет использовать его в городских условиях и на открытых площадках. Серийное производство этой модели прекращено, но она до сих пор широко используется.
Экскаватор ЭО-3323 относится к категории одноковшовых земснарядов. Оборудование передвигается на колесах, что упрощает процесс транспортировки к месту проведения работ. Одним из главных положительных качеств трактора является его долговечность. Согласно технической документации, ресурс установки без капитального ремонта составляет 8 тыс часов. Машину можно использовать в самых тяжелых условиях. По статистике оборудование может работать до 14 тысяч часов без серьезных поломок.
Сфера применения и особенности модели
«ЭО-4321», ковш которого вмещал 1-1,2 кубометра грунта, предназначался для земляных и погрузочно-разгрузочных работ в городских, промышленных, сельских и транспортных сооружениях. Сфера деятельности – разработка немерзлых грунтов I – IV категорий; рыхление мерзлых грунтов; разрушение старых асфальтобетонных покрытий, погрузка сыпучих материалов и ранее рыхлых пород в автосамосвалы; обеспечение плановой работы на местах.
Экскаватор имеет прочную и долговечную конструкцию, полностью изготовленную из высокопрочной стали. Рама жесткая сварная, спереди установлены внешние гидроопоры и бульдозерное оборудование. Ходовая часть имеет пневматический привод, широкопрофильные шины, задний ведущий мост и передний управляемый мост. Поворотный стол оснащен гидросистемой, баком на 320 литров, двойным аксиально-поршневым насосом, системой безопасности с предохранительными клапанами, поддерживающими давление в рабочих камерах до 320 МПа.
Назначение
Экскаватор ЭО-4321 имеет достаточно широкое назначение. В советское время он активно применялся во всех строительных организациях, коммунальном хозяйстве, различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, складов и карьеров.
Техника справляется с такими работами, как рытье траншей и котлованов различной глубины; засыпание отверстий; землеустройство под строительство; разровнять рабочие площадки и очистить их от промышленного мусора; рыхление и дробление твердых масс грунта и горных пород; груз сыпучих грузов и сыпучих материалов; уничтожение любого конкретного объекта; создание насыпей из земли и других сыпучих материалов; разработка карьеров и скважин; вскрытие асфальтового слоя дорожных участков.
Широкое применение и многофункциональность колесного пневмоэкскаватора ЭО-4321 обусловлены тем, что, как описано выше: техника способна использовать в работе 21 вид различного дополнительного оборудования.
Также следует отметить, что сегодня вы можете встретить этот экскаватор в работе.
Преимущества и недостатки
Универсальность машины заключалась в том, что к навесной гидравлической системе можно было подключить необходимое для работы оборудование, а затем снять его. Заднее лезвие можно заменить. Их несколько, разной мощности. Кроме того, этот основной рабочий инструмент можно было отсоединить и заменить когтем, захватными губками, долбленочным молотком и зубом для разрыва. Машина работает как в 40% мороз (с незамерзшими полами), так и в 40% жару. Следует отметить экономичность и экономичность экскаватора. Несмотря на множество достоинств, у этой машины были и недостатки. Гидравлические шланги будут протекать при длительной эксплуатации. Чрезмерная работа с большим усилием может привести к взрыву поворотной рамы.
Экскаватор ЭО 4321 в работе
Модель четвертой группы спецтехники работала (и продолжает работать) в сельском хозяйстве, на транспорте и в строительстве. В армии машина ранее использовалась в технических войсках. Но технические характеристики ЭО 4321 уступали западным машинам этого типа. Поэтому в 1983 году машину модернизировали и выпустили модель «А». Двигатель оставили прежним, а объем обратной лопаты увеличили. Улучшенная гидравлика. Через 3 года после начала производства, в 1986 году, модель «А» была снята с производства. Производство началось с еще более усовершенствованной машины EO 4321B. Он сильно отличался по своим характеристикам от двух предыдущих моделей. Заменен мотор, усовершенствованы лопасти, усилена вращающаяся рама, чтобы она не ломалась при перегрузках.
Но, поскольку даже усовершенствованная машина уступала аналогичной западной технике, в 1989 году начали выпускать ЭО-4322. После распада Союза киевский завод «Красный экскаватор» был переименован в ЗАО «Атек». Модель ЭО-4322 была модернизирована. Начал выпускаться Атек 4321, по классификации известной заводской номенклатуры, поэтому он считается моделью 4321Б, так как повторяет абсолютно все характеристики машины 80-х годов Все отличие от предыдущей модели заключается в Дело в том, что они сделали другой дизель и гидромотор установлен на верхней части палубы, а не на нижней. Этот экскаватор выпускался на протяжении 90-х годов, его можно узнать по характерному желто-красному цвету покрытия.Сейчас запуск этой машины под вопросом. Обанкротившийся завод был закрыт в течение нескольких лет. А знаменитые экскаваторы 70-х – 80-х годов можно купить б/у, они до сих пор успешно работают на всей территории постсоветского пространства, в том числе и в России. Сейчас аналогом этой машины является российский ЭК-18.
Описание и особенности
Эта модель отличалась от предыдущих моделей тем, что на ЭО-4321 впервые были применены пневматическая колесная платформа и гидравлическая стрела, ведь ранее все экскаваторное оборудование использовало гусеничную платформу.
Благодаря этому повысилась эффективность работы техники, так как экскаватор перемещался по рабочей зоне намного быстрее, чем гусеничные модели, сокращая время, необходимое для передвижения.
Кроме того, положительными качествами, которые сделали технологию очень популярной во всем Союзе, являются ее экономичность и универсальность.
- Стоит отметить, что ЭО-4321 в период своего серийного выпуска зачислялся в инженерные войска и, соответственно, участвовал во всех стройках.
- Другими важными положительными качествами являются:
- Стандартный ковш-копатель имеет довольно большую вместимость;
- Экскаватор имеет собственные опоры с гидравлическим приводом, что придает оборудованию большую устойчивость при выполнении любых земляных работ.
- Механический привод, использовавшийся в предыдущих моделях, был заменен гидравлическим приводом, что в свою очередь положительно сказалось на производительности машины.
- Экскаватор был оснащен передним отвалом, который, помимо выравнивания и засыпки траншей, может служить для обеспечения дополнительной устойчивости при выполнении различных землеройных работ.
- Имеется полный доступ ко всем необходимым и требуемым регулярным проверкам силовой установки и гидравлической системы, что позволяет сократить расходы на обслуживающий персонал и время, необходимое для устранения неполадок.
Также стоит отметить еще одно преимущество этого экскаватора, а именно его универсальность. ЭО-4321 адаптирован для работы с 21 видом дополнительных приспособлений, что позволяет выполнять большое количество различных работ.
Штатно на экскаваторе используется обратная лопата объемом 650 кубических миллиметров. Для разработки грунта выше уровня стоянки экскаватора устанавливается прямая лопата.
Для рытья больших котлованов или котлованов на рукоять техники устанавливается комплект грейфера.
Для выполнения операций по погрузке сыпучих и кусковых материалов используется обратная или прямая лопата, когда для погрузки штучных грузов используется специальная стрела крана.
Поворотный стол расположен на пневматическом шасси. В нем размещаются силовая установка, кабина оператора, резервуары для топлива и гидравлической жидкости, противовесы, механизм гидросистемы, а также система управления всем оборудованием.
Шасси экскаватора ЭО-4321 включает в себя прочную изогнутую раму и пневматические колеса. На раме установлены специальные гидравлические опоры и передний отвал.
Движение транспортных средств управляется поворотом колес на передней оси. Передний мост шарнирно-сочлененный. Передняя колея на пять миллиметров меньше задней.
Сам мост является основным.
Гидравлическая система, расположенная на поворотном столе экскаватора, имеет бак, рассчитанный на 320 литров, двойной аксиально-поршневой насос, распределительное оборудование и предохранительный клапан и гидравлический привод поворота. Рабочее давление во всей гидравлике, вне зависимости от вида выполняемых работ, остается в районе 320 МПа.
ЭО-4321 имеет немеханическую трансмиссию, главная передача которой имеет планетарно-конические редукторы. Колесный привод приводится в действие гидравлическим двигателем, что позволяет более точно регулировать скорость движения и тяговое усилие.
Наивысшая скорость самостоятельного движения, которую способен развивать ЭО-4321 на ровном и прямолинейном участке, составляет 19,5 километров в час, что является отличным показателем для его возраста. Наименьший радиус поворота составляет 7300 миллиметров. На борту машины имеется пневматический привод, отвечающий за работу тормозной системы и наддув.
В колесном шасси используются шины с широким профилем, 530 миллиметров спереди и 533 миллиметра сзади.
Эта машина оказалась очень универсальной и удобной, как в плане эксплуатации, так и обслуживания. Благодаря этим ключевым преимуществам ЭО-4321 получил широкое распространение на всей территории Советского Союза.
Но, как и у любой другой спецтехники, у этой есть и свои недостатки, среди которых слабая конструкция рамы в основании поворотной платформы и гидравлические шланги, которые часто дают течь.
Вторая проблема решилась довольно быстро и легко, то есть все шланги были заменены на новые, но устранение проблем с рамой вызвало некоторые трудности. Для повышения прочности к основному профилю приваривали дополнительную рейку или балку.
Ближе к началу 1980-х пневмоплатформа экскаватора была заменена на гусеничную. Это было сделано для того, чтобы техника больше подходила для работы в полях и карьерах.
Испытания этой модели прошли очень успешно, однако серийное производство гусеничного экскаватора началось только в конце 1980-х годов.Долгая приостановка серийного производства объясняется тем, что имеющиеся возможности производителя «Красный экскаватор» были не приспособлен для изготовления тележек гусеничных тракторов.
Изначально техника комплектовалась четырехцилиндровой дизельной силовой установкой марки СМД-15Н. Этот мотор способен развивать номинальную мощность 61.
1 киловатт, что соответствует 83 лошадиным силам, когда его рабочая мощность составляет 58,8 киловатт или 80 лошадиных сил. Позже этот агрегат был заменен более эффективным СМД-17Н мощностью 73 л.с.
55 киловатт или 100 лошадиных сил. Этот агрегат был оснащен двухступенчатой механической трансмиссией.
Особенности конструкции
Полноприводный экскаватор ЭО-4321, элементы которого изготовлены из стали и высокопрочных материалов, дал ощутимые результаты в улучшении мощностных качеств. Его долговечность характеризуется отличительными чертами:
- сварная жесткая рамная конструкция с внешними навесными гидравлическими опорами и оборудованием экскаваторного типа;
- использование ходовой части с пневмоуправлением колесами с широкопрофильными колесами и переднеприводным мостом;
- установка гидроагрегата с баком на 320 литров на вращающейся платформе экскаватора и с использованием аксиального двухпоршневого насоса;
- система безопасности с предохранительными клапанами для поддержания давления в рабочих полостях до 320 МПа.
Технические данные
По эксплуатационным возможностям экскаватор ЭО-4321, технические характеристики которого остаются на уровне современных аналогов бульдозерной техники, в настоящее время занимает достойную нишу на потребительском рынке. Запас мощности 80-сильного экскаваторного дизельного силового агрегата обеспечивал достаточные эксплуатационные показатели:
- вес агрегата 20 тонн и 4 гидравлические опоры делают экскаватор устойчивым при глубине выемки 5,5 и радиусе 8,9 метра;
- движение к рабочему месту осуществляется с максимальной скоростью 20 км/ч с радиусом поворота 7,3 метра;
- ширина ковша ЭО-4321 в зависимости от типа установленной рукояти составляет 0,8 метра, 1 или 1,2 метра;
- в зависимости от ширины выемки и типа применяемого ковша производительность экскаватора колеблется от 29,4 до 43,4 м.куб/час;
- система жидкостного охлаждения двигателя агрегата и конструкция гидросистемы позволяют работать в критических климатических условиях.
Базовая модель экскаватора оснащена ковшом 0,65 куб.м и бульдозерным устройством.
Вспомогательное оборудование
Универсальность экскаватора заключается в способности экскаватора ЭО дополнять основные элементы двумя десятками видов дополнительного оборудования. Для разных типов грунта экскаватор комплектуется нормальной и удлиненной стрелой или со смещенной верхней частью стрелы.
Для прорыва твердого или промерзшего грунта экскаватор-погрузчик с обычной рукояткой может быть оснащен зубьями рыхлителя и гидравлическим молотом. Производительность экскаватора при рыхлении 50 куб.м/час. Экскаватор с навесным буровым оборудованием также достаточно эффективен. Для проходки колодцев в агрегате установлено ковшовое оборудование с двухчелюстным ковшом вместимостью 0,65 куб.м с изменением угла наклона к поверхности.
Расширение номенклатуры используемого сменного рабочего оборудования обусловлено наличием надежного гидропривода.
Это увеличивает эффективность устройства в 1,5-2 раза и повышает производительность машины на 30-35 процентов.
Особенности экскаватора ЭО 4321
Впервые эта модель была изготовлена в 1972 году на Киевском машиностроительном заводе. Эо 4321 обладал всеми необходимыми параметрами и механизмами для выполнения работ в сфере сельского хозяйства, строительства и транспортных сооружений. Данная модель относится к четвертой группе специализированной техники.
Отличительной чертой модели колесного экскаватора ЭО 4321 является то, что этот экскаватор был первой колесной пневматической машиной с гидравлической стрелой. Именно он стал родоначальником последующих модификаций. Уникальное сочетание эффективности и экономичности в использовании способствовало распространению ЭО 4321 по всему Союзу.
Этот экскаватор состоял на вооружении инженерных войск и работал практически на всех стройках.
К положительным качествам модели можно отнести:
- Большая вместимость ковша;
- Наличие собственных опор с гидравлическим приводом;
- Повышение производительности за счет замены механического привода на гидравлический;
- Использование отвала экскаватора для повышения устойчивости;
- Легкий доступ ко всем элементам двигателя и аксессуарам позволяет снизить затраты на обслуживающий персонал и сократить время ремонта.
Фото экскаватора ЭО 4321
Кроме того, к преимуществам экскаватора эо 4321 можно отнести его универсальность. В зависимости от выполняемых работ к гидравлической стреле можно прикрепить различное оборудование. Возможности включают рытье шахт и траншей для фундамента, рытье шахт, планирование участка, а также рыхление и дробление твердых пород.
Эксплуатационные характеристики экскаватора
Первый экскаватор ЭО 4321, общей массой 19,8 т, сошел с заводского конвейера в 72 г н.э. Он был оснащен двигателем СМД-15Н мощностью всего 80 лошадиных сил (при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин), обратная лопата вместимостью 0,5 куб.м, передний ковш вместимостью 0,63 куб.м. Максимальная глубина копания экскаватора составила 5,5 метра при радиусе копания 8,9 метра.
ЭО предназначался для работы с незамерзающими грунтами 1-4 категории, их развитием, перемещением, рассеиванием и сбросом на высоте 5,6 м и в радиусе 7,16 м. Экскаватор неплохо справлялся со скалистыми породами, льдистыми грунтами 5 категории и выше, дробя их на участки шириной до 40 см. Эксплуатация экскаватора была возможна в условиях от +40 до -40 градусов Цельсия.
При необходимости вместо обратной лопаты могла быть установлена прямая лопата вместимостью 0,8 куб.м с радиусом копания 7,5 метра, высотой и радиусом выгрузки соответственно 5,67 м и 4,9 м. Кроме прямой лопаты, к ЭО 4321 имеется еще 20 видов дополнительного оборудования. К ним относятся узкие, с профилем 90 и 120 градусов, очистные, ковши общего назначения вместимостью 0, 8 м3, 1 м3 и 1,25 м3, а также гидромолот, крюковая колодка , зуб-рыхлитель, жесткий, узкий, удлинительный, с челюстями, приспособления для бурового оборудования и др.
Гидравлика экскаватора расположена на поворотной платформе. Состоит из бака емкостью 320 литров, двойного аксиально-поршневого насоса, распределительного оборудования и предохранительного клапана, а также гидравлического привода поворота. Давление в гидросистеме поддерживается на уровне 320 МПа.
Рама шасси экскаватора ЭО 4321 гнутая, в профиль. На задней балке имелись специальные стабилизаторы, приводимые в действие гидравлическим приводом. Это облегчает работу экскаватора в сложных условиях. Передний мост подвешен к передней части рамы на шарнирах. Колеса передней оси расположены на 3-5 мм ближе, чем задние колеса. Передняя ось является ведущей, а колеса управляемыми.
Трансмиссия ЭО 4321 не механическая, главная передача выполнена в виде планетарно-конических редукторов. Привод колес осуществляется непосредственно от гидромотора на колесо, что значительно ускоряет процесс, позволяет более точно регулировать скорость и тяговое усилие. Максимальная транспортная скорость экскаватора составляет 19,5 км/ч, а радиус поворота — 7,3 метра. Тормозная система и усилитель имеют пневматический привод. Шины — широкий профиль, 1300 (530-533) мм.
В общем, экскаватор был настолько универсален и удобен, что в очень короткие сроки распространился по всему СССР. Правда, было несколько недостатков, в том числе слабая рама у основания поворотной платформы и негерметичные гидравлические шланги. Если шланги легко менялись, то с рамой приходилось попотеть, хотя и это решалось привариванием к основному профилю дополнительной балки или рейки. В конце 1970-х модель 4321 была поставлена на гусеницу для упрощения проходки карьеров и получила индекс 4123. Модель успешно прошла испытания, но поступила на транспортер только в конце 1980-х из-за нетрудоспособности выпускать гусеничные машины тракторного типа.
Технические характеристики
- Габаритные размеры: длина — от 5,2 до 9,9 м; ширина — 2,84 м; высота — 3,99 м;
- Конструктивная масса – 17,8 тонны; масса со стандартной обратной лопатой: 19,5 т;
- Наибольший радиус копания – 9,23 м; максимальная глубина копания – 6 м;
- Высота разгрузки — 5,6 м; радиус разгрузки — 5,4 м;
- Усилие на зубьях ковша — 11 500 кгс;
- Радиус, описываемый хвостовой частью платформы, составляет 2,7 м;
- Ширина платформы – 2,7 м;
- Свободное пространство под поворотной площадкой – 1,47 м;
- Колесная база – 2,8 м;
- Оборот платформы в минуту: до 12;
- Высота пятки пера — 2225 м;
- Транспортная скорость: до 20 км/ч;
- Радиус разворота – 7,3 м;
- Уклон дороги 23 градуса.
Кабина экскаватора
В кабине у экскаваторщика минимальный уровень комфорта. Кабина оборудована эффективным отопителем.
Несомненным преимуществом экскаватора является его универсальность. «ЭО-4321» демонстрирует эффективную работу с 21 видом дополнительных приспособлений, одинаково качественное выполнение самых разных работ. Во многом благодаря своей универсальности экскаваторы этой марки получили широкое распространение в СССР и «братских странах».
Использование гидротрансмиссии и прямого хода колес гидроприводов обеспечило гибкость управления скоростью и тяговым усилием агрегата в предпредельных условиях. Проходимость экскаватора при перемещении по строительной площадке была очень хорошей. А крепкий подкапывающий отвал, кроме своего основного назначения, в случае необходимости использовался еще и для стабилизации устойчивости, помимо предназначенных для этого основных гидравлических опор.
К недостаткам можно отнести недолговечные гидравлические шланги, протекающие и требующие частой замены, а также некоторую слабость рамы в основании поворотной платформы. При перегрузках могли появиться трещины перед кольцом, на котором размещалась поворотная платформа. В этом случае к раме приварили усиливающую рейку. В остальном «ЭО-4321» показал завидную надежность и долговечность. Это можно увидеть на примере некоторых экземпляров этой техники, сошедших с конвейера в конце 1980-х годов, но находящихся в эксплуатации до сих пор.
Двигатель
Первоначально экскаваторы «ЭО-4321» оснащались четырехцилиндровыми четырехтактными дизельными силовыми установками марки «СМД-14», позже «СМД-15Н». Эти двигатели были способны развивать номинальную мощность 61,1 киловатта или 83 лошадиных силы при рабочей мощности 58,8 киловатта или 80 лошадиных сил.
Модификации «ЭО-4321Б» и «ЭО-4321В» также оснащались более экономичным четырехцилиндровым дизелем «СМД-17Н», мощность которого была увеличена до 73,55 кВт, или 100 лошадиных сил. Все эти двигатели выпускались на Харьковском моторостроительном заводе .
Технические характеристики двигателя СМД-17Н
- Рабочий объем – 6,3 л;
- Частота вращения — 1950 об/мин;
- Диаметр цилиндра — 120 мм; ход поршня — 140 мм;
- Степень сжатия — 17;
- Масса двигателя – 735 кг;
- Расход топлива: 210 г/кВт в час (155 г/л.с в час);
- Объем топливного бака составляет 320 литров.
Для облегчения пуска двигателя зимой дополнительно к двигателю экскаватора предусмотрен предпусковой подогреватель ПЖБ-400».
Параметры двигателя «СМД-17Н»:
- рабочий объем – 6,3 л;
- номинальная мощность — 58,8 (80) кВт (л.с.);
- частота вращения — 1950 об/мин;
- масса двигателя — 680-735 кг;
- диаметр цилиндра — 120 мм.
Гидравлическая система
Рабочие механизмы экскаватора имеют гидравлический привод. В состав гидросистемы входят маслобак, гидронасосы, дозирующая и регулирующая аппаратура, аппаратура фильтрации рабочей жидкости, приводы, система сервоуправления, гидросистема рулевого управления, трубопроводы, система охлаждения рабочей жидкости.
В сочетании с гидросервоуправлением гидропривод экскаватора обеспечивает регулирование скорости и согласование рабочих движений стрелы, рукояти и ковша с вращением.
Ходовая часть
Шасси экскаватора ЭО-4321 включает раму из гнутого профиля, передний и задний управляемые мосты, механизм управления колесами переднего моста (с помощью гидравлического привода). Передний мост экскаватора подвешен к передней части рамы на специальных шарнирах.
Экскаватор оснащен немеханической трансмиссией с главной передачей в виде планетарно-конических редукторов. Благодаря тому, что усилие на колеса подается непосредственно от гидромотора, процесс значительно ускоряется.
Система наддува и торможения экскаватора ЭО-4321 работает от пневматического привода. Экскаватор оснащен широкопрофильными шинами (1300 (530-533) мм).
Гидравлическая система оборудования установлена на поворотной платформе и включает в себя аксиальный двухпоршневой насос, предохранительно-распределительную аппаратуру, гидравлический механизм поворота и бак. Давление в гидросистеме остается на уровне 320 МПа.
Рабочее оборудование закреплено в передней части поворотного стола; Сзади на ней установлен противовес. Основным элементом рабочего оборудования является стрела, которая соединена штифтами с вставкой, регулирующей ее вылет. При установке экскаватора вставка стрелы обратной лопаты заменяется вставкой стрелы ковша. Экскаватор ЭО-4321 оснащен бульдозерным оборудованием (в передней части) и стабилизаторами (в задней балке). Эти опоры имеют гидравлический привод.
Расход Топлива
Удельный расход топлива ЭО-4321 не превышает 210 (155) г/кВт в час (г/л.с в час), а топливный бак имеет емкость до 320 литров.
Рабочее оборудование
Основным рабочим органом экскаватора является обратная лопата, вместимость которой составляет 0,65 м3. При необходимости можно заменить оборудование на прямую лопату для выемки грунта выше уровня машины.
Для сооружения шахт и глубоких шахт возможна установка на рукоятку. Для погрузки сыпучих материалов используется передний или задний лопаточный ковш, а для штучных изделий – специальная крановая установка.
Поворотный стол расположен на пневматическом шасси.
В нем размещается силовое оборудование, кабина водителя, баки для рабочей жидкости и топлива, противовес, гидромеханизм и система его управления.
Устройство экскаватора ЭО 4321
Шасси состоит из прочной рамы и пневматических колес. Рама оснащена специальными опорами и оборудованием бульдозерного типа. Рулевое управление осуществляется за счет поворота передней оси.
Дополнительное оборудование
ЭО-4321 опционально комплектуется широким спектром дополнительного оборудования, представленным 20 различными типами устройств. Из их:
- захваты;
- ведра разных размеров;
- навесное буровое оборудование;
- рвущийся зуб;
- гидромолот;
- подвесной крюк;
- прямая лопата.
Технические параметры экскаватора «ЭО-4321Б» в цифрах
- Габаритные размеры: длина — от 5,2 до 9,9 м; ширина — 2,84 м; высота — 3,99 м;
- Конструктивная масса – 17,8 тонны; масса со стандартной обратной лопатой: 19,5 т;
- Наибольший радиус копания – 9,23 м; максимальная глубина копания – 6 м;
- Высота разгрузки — 5,6 м; радиус разгрузки — 5,4 м;
- Усилие на зубьях ковша — 11 500 кгс;
- Радиус, описываемый хвостовой частью платформы, составляет 2,7 м;
- Ширина платформы – 2,7 м;
- Свободное пространство под поворотной площадкой – 1,47 м;
- Колесная база – 2,8 м;
- Оборот платформы в минуту: до 12;
- Высота пятки пера — 2225 м;
- Транспортная скорость: до 20 км/ч;
- Радиус разворота – 7,3 м;
- Уклон дороги 23 градуса.
Устройство
Основными узлами в конструкции экскаватора ЭО-4321 являются: рабочее оборудование (стрела и элементы, соединяющие ковш со стрелой, ковши и др.), силовая установка (дизель СМД с гидронасосом), пневматическая ходовая часть, механизм трансмиссии, передаточная платформа и гидравлическая система, электрооборудование и кабина с органами управления.
Габаритные размеры
- Строительная длина — 9900 мм.
- Ширина колесной палубы составляет 2840 миллиметров.
- Общая высота по салону составляет 3990 миллиметров.
Кабина экскаватора
В кабине у экскаваторщика минимальный уровень комфорта. Кабина оборудована эффективным отопителем.
Несомненным преимуществом экскаватора является его универсальность. «ЭО-4321» демонстрирует эффективную работу с 21 видом дополнительных приспособлений, одинаково качественное выполнение самых разных работ. Во многом благодаря своей универсальности экскаваторы этой марки получили широкое распространение в СССР и «братских странах».
Использование гидротрансмиссии и прямого хода колес гидроприводов обеспечило гибкость управления скоростью и тяговым усилием агрегата в предпредельных условиях. Проходимость экскаватора при перемещении по строительной площадке была очень хорошей. А крепкий подкапывающий отвал, кроме своего основного назначения, в случае необходимости использовался еще и для стабилизации устойчивости, помимо предназначенных для этого основных гидравлических опор.
К недостаткам можно отнести недолговечные гидравлические шланги, протекающие и требующие частой замены, а также некоторую слабость рамы в основании поворотной платформы. При перегрузках могли появиться трещины перед кольцом, на котором размещалась поворотная платформа. В этом случае к раме приварили усиливающую рейку. В остальном «ЭО-4321» показал завидную надежность и долговечность. Это можно увидеть на примере некоторых экземпляров этой техники, сошедших с конвейера в конце 1980-х годов, но находящихся в эксплуатации до сих пор.
Модификации
- За все время серийного выпуска ЭО-4321 производитель внес немало изменений, как в конструкцию аппаратуры, так и в силовое оборудование.
- Ежегодно машина подвергалась модернизации и усовершенствованиям, что способствовало повышению эффективности и производительности оборудования.
- Всего было выпущено три модифицированные версии:
- Модификация ЭО-4321А. Эта модификация была запущена в серийное производство в 1983 году. Была переработана гидравлическая система, установлены новая рукоять и стрела.Эта версия содержала в себе уникальные для тех времен качества, в результате чего была отмечена золотой медалью ВДНХ СССР.
- Модификация ЭО-4321Б. Эта версия сошла с конвейера завода чуть позже предыдущей, а именно в 1987 году. Здесь основной упор делался на технические характеристики машины.В результате разработчикам удалось повысить общую производительность экскаватора на 16 процентов. В остальном версия полностью копирует предыдущую модификацию.
- Модификация ЭО-4322. Серийное производство этой модификации началось в 1989 году.Эта версия полностью унаследовала внешний вид предыдущих модификаций, однако кардинальным изменениям подверглись силовой агрегат и гидравлика. Полное усовершенствование модели позволило открыть новый технологический уровень спецтехники. Стоит отметить, что эта модель послужила базой для большинства автомобилей тех лет.
Модель имела несколько модификаций
Одновременно с гусеничной вариацией инженеры начали совершенствовать базовую модель, так в 1983 году появилась ЭО 4321А, которая по-прежнему работала на старом СМД-15Н, но с большим объемом обратной лопаты: 0,63 против 0,5м3, увеличенной рукоятью длина 3,15 м вместо 2,93 м у базовой модели. Также увеличилась глубина выемки: 6 м при радиусе поворота 9,3 м. Высота выгрузки также увеличилась на 10 см. Аналогично изменились параметры всех типов запчастей для ЭО 4321А. Помимо прочего, гидравлическая система стала более надежной за счет установки рабочих рукавов с длительным сроком службы.
Модель экскаватора ЭО 4321А выпускалась три года и за это время заняла первое место в конкурсе ВДНХ СССР. Ближе к 1986 году экскаватор был оснащен более мощным 99,25 СМД-17Н. Снятие модели с производства было обусловлено выпуском новой модернизированной версии с индексом 4321Б.
В отличие от версии А, технические характеристики ЭО 4321 изменены почти до узнаваемости. Здесь и новый двигатель СМД-17Н, и большая эксплуатационная масса (20,4 т), и увеличение объема обратной лопаты до 1 куб. Кроме того, обратная лопата получила на каждом ребре серповидную режущую кромку, отверстие для размещения груза.
Поршень гидроцилиндра был заменен поршнем с более длинным ходом, что позволило увеличить усилие резания на 30 кН. Конструкция стрелы и ковша была дополнительно усилена, а рама стала более прочной. Длина экскаватора была уменьшена на 26 см, заменены фильтры в гидравлической системе и сделана более быстрая пневмосистема, что сократило тормозной путь машины на 2-3 метра. В целом 4321B стал более производительным и удобным, чем предыдущие версии.
Производство экскаватора 4321Б продолжалось до 89 года, пока его не вытеснила более совершенная модель 4322, но это уже совсем другая история.
Цена нового и б/у
Новые экскаваторы ЭО-4321 не продаются, так как их выпуск закончился в 1989 году. Стоимость б/у вариантов 250 000-300 000 руб. За эту сумму на лету предлагаются модели с 1985 по 1989 годы.
Отзывы
Опытные экскаваторщики, много лет проработавшие на стройке, положительно отзываются об этой машине. С этим экскаватором можно многое сделать. Копаем траншеи. Выкопать колодец ложкой. Укладка труб вместо прокладки труб. Молотковые стеки. Загрузите щебень ложкой. Зубом-выдолблением раздробите твердую, мерзлую почву на куски. Прикрепите бетонные плиты крюком. К счастью, многие из этих машин были изготовлены одновременно.
Эти машины помнят, уважают и до сих пор на них работают.