- Самый портативный из современных тверских экскаваторов
- Описание и особенности
- Назначение
- Устройство колесного экскаватора ЕК-14, ЕК-12 Твэкс
- Особенности устройства «ЕК-12». Пневмо- и гидросистемы экскаватора
- Отличительные черты и достоинства
- Преимущества и недостатки
- Технические характеристики и габариты
- Габариты
- Двигатель
- Ходовая часть
- Пневмосистема
- Система управления
- Кабина экскаваторов серии ЕК
- Расход топлива
- Рабочее оборудование
- С моноблочной стрелой
- Со стрелой изменяемой геометрии
- Технические характеристики «ЕК-12» в цифрах
- Навесное оборудование
- Параметры копания экскаватора ТВЭКС ЕК 12
- Модификации
- Рекомендации
- Удобство эксплуатации и обслуживания
- ЕК-12 — ремонт и техобслуживание
- Техническое обслуживание Твэкс ЕК-12
- Отзывы о работе экскаваторов «EK-12»
Самый портативный из современных тверских экскаваторов
Экскаватор пневмогидравлический ЭК-12 представляет собой универсальную землеройную машину, предназначенную для выполнения землеройных работ, таких как рытье котлованов и траншей, разработка карьеров в грунтах I-IV категорий, погрузка и выгрузка сыпучих материалов, горных пород рыхлых и мерзлых грунтов (при размерах штук не более 200 мм). Имеет широкое универсальное применение во всех сферах промышленного, городского, сельского строительства, транспорта и мелиорации.
Колесный экскаватор Твекс ЭК-12 — самый малогабаритный в линейке продукции Тверского экскаваторного завода. Помимо него, к ним относятся модели аналогичной мощности и габаритов: ЭК-14 и ЭК-18. По определению производителя, экскаваторы этих моделей сохраняют полную работоспособность в диапазоне температур окружающего воздуха от -40°С до +40°С.
Благодаря возможности опускания поворотной платформы этот экскаватор идеально подходит для работы в тесных и ограниченных пространствах. А особая геометрия стрелы позволяет выполнять специализированные работы: копать узкие и глубокие шахты. Конструктивные особенности экскаватора позволяют беспрепятственно передвигаться по дорогам общего пользования, он достаточно прост в эксплуатации.
Изначально модель Твекс ЕК-12 относилась к категории машин узкой специализации, для которых не предусматривалась возможность параллельных операций. Позже Тверской экскаваторный завод разработал серию дополнительных модулей, позволивших расширить экскаватор и сделать его еще более универсальным.
Описание и особенности
Специализируется на серийном производстве оборудования низкого и среднего ценового сегмента для небольших строительных компаний. Доступная стоимость объясняется тем, что возможности компании позволяют производить более 90 процентов комплектующих для своей продукции. Кроме того, благодаря этому достигается высокое качество и повышенная надежность оборудования при различных условиях эксплуатации.
Техника изначально разрабатывалась специально для реализации узкого рабочего профиля, но с тех пор производителю удалось значительно расширить сферу применения за счет внедрения большого количества дополнительных модулей.
На сегодняшний день колесный экскаватор ЭК-12 обладает следующими технологическими возможностями:
- Стрела машины может менять свою геометрию, что позволяет значительно увеличить глубину копания и улучшить маневренность экскаватора.
- На фоне других моделей российского производства ЭК-12 выделяется достаточно высокой самостоятельной скоростью передвижения.
- Поворотный стол имеет небольшой радиус, что позволяет использовать технику при работе в условиях с небольшим рабочим пространством.
- Возможность выполнения точных операций.
Экскаватор имеет пневматическую систему, что выгодно отличает его от зарубежных машин. Эта система отвечает за работу тормозов, как барабанных, так и стояночных. Дополнительно пневматика позволяет подключать и отключать передний мост и переключать передачи на двухступенчатой трансмиссии. Пневматическая система нагнетается стандартным компрессором трансмиссии. Следует отметить, что он вступает в работу после включения всех датчиков, клапанов и приемников, расположенных на раме поворотной платформы.
В ходовой части этого экскаватора большинство элементов изготовлено отечественными производителями, благодаря чему удалось значительно снизить затраты на техническое обслуживание, что делает модель более экономичной по сравнению с аналогами. Традиционно техника оснащена гидравлической системой и быстросъемным механизмом для аксессуаров. Кстати, о вложениях. ЭК-12, кроме штатного землеройного ковша, в процессе эксплуатации можно использовать следующие дополнительные агрегаты:
- Разновидности ковшей вместимостью от 0,35 куб.м и до 0,5 куб.м, которые предназначены для работы в сложных грунтах, а также для рытья узких траншей.
- Рыхлитель с индексом 314-03-40.17.300, предназначен для вскрытия асфальтовых или бетонных покрытий, а также для разрыхления обледенелых и твердых грунтов, затвердевшей глины и горных пород.
- Гидромолот с индексом МГ-300, выполняющий различные демонтажные работы бетонных и кирпичных объектов. Также данное оборудование часто используется в качестве рыхлителя при работе с твердым грунтом, но может и уплотнять рыхлый грунт.
- Гидромолот с индексом МГ-150, предназначенный для выполнения той же работы, что и предыдущий агрегат. Эта модель отличается от предыдущей только тем, что может быть установлена на все модификации экскаватора, тогда как МГ-300 устанавливается только на машины с моноблочной стрелой.
- Ковши грейферные с индексом ГК-221, позволяющие помимо погрузочно-разгрузочных работ выполнять также рытье траншей и колодцев, разработку скважин и очистку рабочей зоны от промышленного мусора. Стоит отметить, что данное оборудование опционально может быть дополнено специальным полнооборотным ротатором, позволяющим выполнять отдельные виды работ с максимальной точностью и комфортом. Кроме того, имеется возможность увеличения глубины захвата груза за счет удлинителя, образованного несколькими пластинами и установленными между ними направляющими для центрирования оборудования.
Колесный экскаватор ЭК-12 оснащен унифицированной кабиной очень современного вида. Внутри много полезных функций, которые не только повышают комфорт оператора, но и упрощают работу. Кабина оснащена удобным сиденьем, которое можно полностью отрегулировать в соответствии с ростом и весом оператора. Так что рулевая колонка тоже имеет конфигурацию. При необходимости лобовое стекло можно убрать под навес крыши. В самой крыше есть небольшой люк. Опционально в комплектацию экскаватора могут входить специальные поручни, что вместе с небольшим расстоянием от ступеней до земли позволяет оператору без особых затруднений попасть в кабину.
Рулевое управление с гидравлическим усилителем, поэтому оператору не нужно прилагать усилий для поворота. Рычаги управления рабочими органами машины традиционно изготавливаются в виде удобных джойстиков, снабженных сервоприводом. Если вся современная техника содержит множество различных электронных устройств, то в этой модели их совсем немного. Однако это положительно сказалось на общей надежности и неприхотливости экскаватора. Для удешевления модели производитель отказался от CAN-шины и бортового компьютера.
В базовой комплектации кабина оборудована отопителем Зенит 8000, работающим за счет охлаждения силовой установки. Воздух циркулирует непосредственно через решетку радиатора без дефлекторов и воздуховодов. В качестве опции предлагается установка автономной системы кондиционирования и отопления.
Экскаватор оснащен четырехцилиндровой дизельной силовой установкой (Д-243) отечественного производства. Стоит отметить, что на более поздних моделях используется двигатель Perkins 1104C-44, который по характеристикам значительно превосходит D-243. Моторный отсек довольно просторный, что значительно облегчает процесс обслуживания. Все насосы расположены с правой стороны, включая гидравлический насос при установке радиаторов с левой стороны. Производитель установил выхлопную систему над насосным агрегатом, что создает дополнительную тепловую нагрузку. А вот размещение воздушных фильтров — не очень удачное решение, так как они расположены перед радиатором, поэтому доступ был ограничен и охлаждение двигателя немного затруднено.Агрегат запускается при температуре от минус 40 градусов до плюс 40 градусов с помощью электростартера. Несколько модифицированных версий экскаватора также имеют предпусковой подогреватель жидкости Hydronic 10, что лишь облегчает запуск двигателя в холодную погоду.
ЭК-12 менее производительный и компактный среди всей линейки экскаваторов. Это делает данную модель идеальным вариантом для любого вида работ в условиях ограниченного пространства. Способствовал этому и малый радиус поворота надстройки, который составляет всего 2000 миллиметров.
Еще одним ключевым преимуществом является возможность изменения геометрии стрелы, что делает машину еще более компактной. Этот показатель необходим в коммунальном хозяйстве при проведении ремонтных работ в построенных сетях связи, при необходимости рытья траншей и узких колодцев.
Также следует отметить маневренные качества техники, которые идеально подходят для движения в условиях городского трафика. Этому также способствует скорость самостоятельного вождения, которая у данной модели составляет 22,5 километра в час.
Назначение
Техника очень востребована в небольших строительных организациях, различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве. ЭК-12 может справиться с такими задачами, как рытье узких траншей и котлованов; вскрытие асфальтовых и бетонных покрытий; разрушение кирпичных, бетонных и неармированных конструкций; раскопки; погрузка и разгрузка; рыхление мерзлых грунтов и затвердевшей глины; разработка скважин; прокладка и ремонт коммуникаций; уплотнение рыхлого грунта; уборка производственной территории промышленными отходами и многое другое.
Устройство колесного экскаватора ЕК-14, ЕК-12 Твэкс
Пневмоперемещение колес экскаваторов ЭК-12, ЭК-14 В состав пневмопривода колес экскаваторов Твэкс ЭК-12, ЭК-14 входят следующие узлы: рама катка с поворотным кронштейном, шарнирными кронштейнами и листом кронштейна; коробка передач, передний и задний мосты, соединенные карданными валами; рулевой механизм рулевого управления; центральный коллектор, соединенный патрубками с гидромотором редуктора, гидроцилиндрами складной стойки и гидроцилиндрами ножевой стойки, а также агрегатами пневматической системы управления (встроенный воздушный резервуар, тормоза колес, стояночный тормоз, механизм переключения передач).
Рис. 1. Ход пневмоколеса ЭК-12, ЭК-14 Твекс 1 — установка отвала; 2 — носитель; 3 — палец; 4 — управление вращением колеса; 5 — рама шасси; 6 — кронштейн и поворотное устройство; 7 — центральный коллектор; 8 — пневмоуправление на шасси; 9 — задний мост (неуправляемая тяга); 10 — складная подставка; 11 — коробка передач; 12 — карданный вал; 13 — передний мост (ведущий; 14 — колесо с шиной. Поворотный кронштейн экскаватора ЭК-12, ЭК-14 5 и нижний полукронштейн 7, а также зубчатый венец 2, поверхности которого служат дорожками качения цилиндрических катков 4 .Концы двух соседних катков обращены в разные пары дорожек качения (на зубчатом венце 2 две гусеницы, на полукольцах 5 и 7 по одной).При установке на экскаватор,венец 2 соединен болтами 3 с шасси 10, а полуопоры 5 и 7 болтами 8 скреплены между собой и с поворотной платформой 1, так что платформа имеет возможность поворота относительно шасси под любым углом. В зависимости от результатов выборочного монтажа OPDU производитель может установить набор прокладок 6 между полуопорами. Ролики и дорожки качения опорных средств и венца смазываются через пресс-масленки 11, установленные равномерно по внешней цилиндрической поверхности опоры. Для предотвращения утечки смазки между венцом и полукольцами устанавливаются втулки 9. При установке на экскаватор венец 2 соединяется болтами 3 с шасси 10,а опорные средства 5 и 7 болтами 8 скреплены друг с другом и с поворотной платформой 1, так что платформа имеет возможность поворота относительно шасси на любой угол. В зависимости от результатов выборочного монтажа OPDU производитель может установить набор прокладок 6 между полуопорами. Ролики и дорожки качения опорных средств и венца смазываются через пресс-масленки 11, установленные равномерно по внешней цилиндрической поверхности опоры. Для предотвращения утечки смазки между венцом и полукольцами устанавливаются втулки 9. При установке на экскаватор венец 2 соединяется болтами 3 с шасси 10, а полуопоры 5 и 7 болтами 8 являются держите поворотный стол 1 вместе,чтобы платформа имела возможность поворачиваться относительно шасси на любой угол. В зависимости от результатов выборочного монтажа OPDU производитель может установить набор прокладок 6 между полуопорами. Ролики и дорожки качения опорных средств и венца смазываются через пресс-масленки 11, установленные равномерно по внешней цилиндрической поверхности опоры. Для предотвращения утечки смазки между венцом и полукольцами установлены втулки 9, благодаря которым платформа имеет возможность поворота относительно рамы шасси на любой угол. В зависимости от результатов выборочного монтажа OPDU производитель может установить набор прокладок 6 между полуопорами.Ролики и дорожки качения опорных средств и венца смазываются через пресс-масленки 11, установленные равномерно по внешней цилиндрической поверхности опоры. Для предотвращения утечки смазки между венцом и полукольцами установлены втулки 9, благодаря которым платформа имеет возможность поворота относительно рамы шасси на любой угол. В зависимости от результатов выборочного монтажа OPDU производитель может установить набор прокладок 6 между полуопорами. Ролики и дорожки качения опорных средств и венца смазываются через пресс-масленки 11, установленные равномерно по внешней цилиндрической поверхности опоры. Чтобы избежать утечки смазки,Между венцом и полукольцами установлены втулки 9. Для предотвращения вытекания смазки между венцом и полукольцами установлены втулки 9. Для предотвращения вытекания смазки между венцом и полукольцами установлены втулки 9.
Рис. 2. Кронштейн поворотный ЭК-12, ЭК-14 Твекс 1 — поворотный круг; 2 — зубчатый венец; 3, 8 — болты; 4 — цилиндрический ролик; 5 — верхняя половина шеи; 6 — комплект прокладок; 7 — нижняя половина шейки; 9 — втулка; 10 — карьерный каркас; 11 — масленка. Редуктор КПП ЭК-12, ЭК-14 Редуктор ЭК-12, ЭК-14 (КПП) предназначен для передачи крутящего момента от гидромотора на ведущие мосты, переключения передач, включения и выключения переднего моста и предотвращения самопроизвольного трогания с места движения экскаватора (включение ручного тормоза). В состав коробки передач ЭК-12, ЭК-14 входят: гидромотор, двухступенчатая зубчатая передача, механизм переключения передач, стояночный тормоз. Оси экскаватора оснащены пневматическими колодочными тормозами. Механизм экскаватора ЭК-12,ЭК-14 Шестерня 7 (рис. 19), закрепленная на выходном валу гидромотора 5, передает крутящий момент шестерне 21. Шестерня 24, установленная на подшипниках 23 на валу 22 вторым наружным зубчатым венцом, находится в постоянном зацеплении с шестерня 9, закрепленная на валу шестерни 10. Вал шестерни 10 находится в зацеплении с шестерней 19, установленной на подшипниках 20 на валу 22.
Рис. 3. Редуктор ЭК-12, ЭК-14 Твекс 1 — фланец; 2 — муфта полуоси; 3, 16 — манжеты; 4, 8, 11, 18, 20, 23, 25 — подшипники; 5 — гидромотор; 6, 28 — корпус; 7, 9, 19, 24, 26 — шестерни; 10 — вал-шестерня; 12, 17, 29 — крышки; 13 — тормозной шкив; 14 — тормозная колодка; 15 — палец; 21, 27 — полумуфты; 22 — вал. Вал 22 и вал-шестерня 10 установлены на подшипниках в расточках корпуса 6. Крутящий момент передается на вал 22 через полумуфту 21, которая имеет возможность перемещаться по шлицам вдоль оси этого вала вала, находящегося в зацеплении с внутренними зубчатыми кольцами шестерни 24 или шестерни 19, включая в этом случае соответственно 2-ю или 1-ю шестерню. На одном конце вала 22 установлена шестерня 26,Полумуфта 27 может перемещаться по зубчатому венцу которой полумуфта 27. При работе гидромотора 5 крутящий момент постоянно передается на заднюю ось экскаватора, в то время как передняя ось может включаться или выключаться от выходного вала 22. Для включения переднего моста необходимо ввести полумуфту 27 в зацепление с зубчатым колесом 26, жестко закрепленным на конце вала 22. Управление движением полувысевающего аппарата 21 и полувысевающего аппарата 27 осуществляется с помощью механизма переключения передач и зажигания моста нажатием на кнопку выключателя, установленного в кабине. Передний мост одновременно включается на 1-й передаче, а мост одновременно выключается на 2-й передаче. Механизм переключения передач и муфта переднего моста ЕК-12,ЭК-14 жестко закреплен на конце вала 22. Движение полумуфты 21 и полумуфты 27 управляется механизмом переключения передач и включения моста нажатием кнопки переключателя, установленного в кабине. Передняя ось включается одновременно с 1-й передачей, ось выключается одновременно со 2-й передачей. Механизм переключения передач и муфта переднего моста ЭК-12, ЭК-14 жестко закреплены на конце вала 22. Перемещением полумуфты 21 и полумуфты 27 управляет механизм переключения передач и включения моста нажатием кнопочный переключатель, установленный в кабине. Передняя ось включается одновременно с 1-й передачей, ось выключается одновременно со 2-й передачей.Механизм переключения передач и муфта переднего моста ЭК-12, ЭК-14
Рис. 4. Механизм переключения передач экскаватора ЭК-14 1 — ось; 2,4 — шестерни; 3 — полумуфта; 5 — рычаг; 6 — ось; 7 — шайба; 8 — шплинт; 9 — вилка; 10, 11, 12, 13, 17 — грецкие орехи; 14 — опора; 15 — вилка 16 — головка блока цилиндров; 18 — пневмокамера. Механизм переключения передач экскаватора ЭК-12, ЭК-14 и сцепления переднего моста (рис. 4) смонтирован на кронштейне, закрепленном на картере коробки передач. Рычаг 5 связан плечом через шток 16 с пневмокамерой 18; другое плечо рычага соединено с роликом, в котором установлены вилки, перемещающие зубчатую половину муфты и шестерню. При отсутствии давления воздуха в пневмокамере 18,Полумуфта и шестерни находятся в положении, соответствующем муфте переднего моста и 1-й передаче. При приложении давления к воздушной камере 18 шток 16 поворачивает рычаг 5, который перемещает ролик.
При этом первая вилка переводит звездочку в положение, соответствующее 2-й передаче, а вторая вилка переводит полумуфту в положение выключения переднего моста. После прекращения действия воздуха пружина возвращает шток 16, рычаг 5 и ролик в исходное положение. Стояночный тормоз колесных экскаваторов ЭК-12, ЭК-14
Рис. 5. Стояночный тормоз ЭК-12, ЭК-14 1 — рычаг тормоза; 2 — заглушка; 3,4,5, — грецкие орехи; 6 — штоки; 7 — пружина; 8 — опора; 9 — пневмокамера; 10 — коробка передач. Стояночный тормоз экскаватора ЭК-12, ЭК-14 постоянно замкнутого типа с пневмоэлектрическим управлением из кабины. Стояночный тормоз крепится к корпусу 10 (рис. 5) на кронштейне 8. При отсутствии давления в пневмокамере 9 пружина 7 прижимает колодки рычагом 1 к тормозному шкиву 13 (рис. 3) — тормоз активирован. На рис. 5 тормозной шкив не показан. Давление воздуха, подаваемого в пневмокамеру 9 (рис. 5), давит на шток 6, который поворачивает рычаг 1, в результате чего колодки отходят от тормозной поверхности шкива и тормоз расцепляется.Включайте тормоз только при парковке и при транспортировке экскаватора несколькими транспортными средствами.
Особенности устройства «ЕК-12». Пневмо- и гидросистемы экскаватора
Одной из основных особенностей устройства ЕК-12 является пневматическая система. Обеспечивает работу барабанных тормозов и постоянно включенного стояночного тормоза, включение/отключение переднего моста и переключение передач 2-ступенчатой коробки передач. Пневматическая система экскаватора приводится в действие стандартным мотор-компрессором с использованием датчиков, клапанов и приемников, расположенных на поворотной платформе.
Гидросистема экскаватора ЭК-12 работает с навесным оборудованием. Гидравлическая система экскаватора обеспечивает плавное движение рабочего оборудования и повышает эффективность работы. Более точно и эффективно работает гидросистема «Бош-Рексрот»: на экскаваторы «Твекс ЕК-12» устанавливаются распределитель, моторы, насос и блок управления этой марки. Все гидролинии и цилиндры надежно защищены в корпусе рукоятки, и их повреждение в процессе эксплуатации исключено.
Отличительной особенностью экскаватора ЭК-12 является также возможность изменения геометрии стрелы.
Отличительные черты и достоинства
За счет установки укороченной поворотной платформы обеспечивается маневренность ЭК-12. Конструкция механизма стрелы разработана таким образом, что техника способна преодолевать ямы и узкие колодцы. Экскаватор транспортируется по дорогам общего пользования. Система управления понятна и не вызывает затруднений при перемещении и выполнении поставленных задач.
Изначально экскаватор считался узкопрофильной машиной без возможности выполнять несколько процессов одновременно. Со временем были разработаны дополнительные опции и функциональные нововведения техники, сделавшие ее универсальной.
К характеристикам экскаватора относятся:
- выполнение прецизионных операций;
- небольшой поворотный стол, обеспечивающий возможность работы в ограниченном пространстве;
- высокая скорость движения;
- изменяемая кинематика оборудования стрелы, увеличивающая глубину копания и маневренность.
Преимущества и недостатки
Экскаватор ТВЭКС ЭК 12 обладает следующими положительными качествами:
- Стабильность поверхности
- Способность выполнять сложные маневры во время движения
- Широкий обзор из кабины
- Высокая производительность
- Тщательный дизайн управления
- Выполнение различных задач с дополнительным оборудованием
- Техническое обслуживание быстро и легко
- Эргономика кабины обеспечивает комфорт оператора (удобное сиденье, наличие отсеков для личных вещей)
К отрицательным качествам можно отнести конструкцию воздушного фильтра. Они расположены перед радиаторами. Это ограничивает его охлаждение.
Технические характеристики и габариты
К основным техническим характеристикам ЭК-12 относятся:
масса | 12,9 т; |
радиус копания | 8м; |
вместимость ковша | 0,65 м3; |
угол ковша | 173 градуса; |
максимальная скорость | 22,5 км/ч; |
глубина копания | 5 м; |
рабочий цикл | 16 секунд; |
высота сброса | 6,4 метра |
При этом размеры модели составляют:
длина | 8м; |
широкий | 2,5 метра; |
высота | 3,15 м; |
длина колесной базы | 2,5 метра; |
авторизация | 0,31 метра; |
ширина дорожки | 2,1 метра |
В базовую сборку входит установка моноблочного кузова и ковша.
Назад к навигации
Габариты
Длина | 8000 мм |
Широкий | 2500 мм |
Высота | 3 150 мм |
Благодаря своим компактным размерам экскаваторы Твекс ЭК-12 можно транспортировать как в одиночку по маршрутам общего назначения, так и со специальной техникой, например прицепом.
Двигатель
ММЗ «Д-243»
Экскаваторы «ЭК-12» оснащены 4-цилиндровым 4-тактным дизельным силовым агрегатом ММЗ «Д-243», как и на тракторе «Беларус МТЗ-80». Модификация ЕК-12-40 оснащена импортным двигателем Perkins 1104C-44».
Перкинс 1104C-44
В моторном отсеке помпа справа, а радиаторы слева. Глушитель расположен над насосным агрегатом и создает дополнительную тепловую нагрузку.
Воздушные фильтры расположены перед радиаторами. Некоторые экскаваторы оборудованы пусковым подогревателем «Гидроник-10», облегчающим запуск двигателя в холодную погоду. Основные технические параметры дизеля Д-243 следующие:
- рабочий объем – 4,75 л;
- мощность – 59,6 кВт, или 81 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 258 Нм;
- диаметр цилиндра — 110 мм.
- Максимальный крутящий момент достигается при 1600 об/мин.
- Номинальное вращение коленчатого вала 2200 об/мин.
Модификация ЕК-12-40 (в настоящее время не производится) оснащалась силовой установкой Perkins 1104C-44. Это дизельный двигатель, аналогичный по своим характеристикам «Д-243». Его рабочий объем составляет 4,4 литра; мощность — 64 кВт, или 85,8 л.с.; крутящий момент составляет 308 Нм.
Мотор | Д-243 | Перкинс 1104С-44 |
Энергия | 60/81 кВт/л.с | 64/85,8 кВт/л.с |
Тип охлаждения | жидкость | жидкость |
Тип топлива | дизель | дизель |
Цилиндры | 4 | 4 |
Емкость | 4,75 литра | 4,4 литра |
Объем бака | 255л | 255л |
Крутящий момент | 258 нм | 308 нм |
Ходовая часть
Шасси включает в себя большое количество комплектующих собственного производства, что снижает стоимость ремонта и обслуживания. Оборудование оснащено механизмом быстрой замены рабочих органов с гидравлическим управлением.
Пневмосистема
Одной из основных особенностей устройства ЕК-12 является пневматическая система. Обеспечивает работу барабанных тормозов и постоянно включенного стояночного тормоза, включение/отключение переднего моста и переключение передач 2-ступенчатой коробки передач. Пневматическая система экскаватора приводится в действие стандартным мотор-компрессором с использованием датчиков, клапанов и приемников, расположенных на поворотной платформе.
1 — компрессор; 2 — регулятор давления; 3 — сливной клапан; 4 — клапан стравливания воздуха; 5 — воздушный шар; 6 — переходник; 7 — электромагнитный клапан стояночного тормоза; 8 — электромагнитный клапан переключения передач; 9 — датчик давления воздуха; 10 — выключатель стоп-сигнала; 11 — золотник дифференциала управления поворотом колеса; 12 — гайка; 13 — заглушка; 14 — центральный коллектор; 15 — пневмокамера механизма переключения передач; 17 — пневмогидравлический клапан; 18 (1), 18 (2) — пневмотормозные камеры задних колес; 19 — пневмокамера стояночного тормоза; 20(1), 20(2) — пневмотормозные камеры передних колес; 21 — соединительная головка; 22 — шланг прицепа; 23 — клапаны быстродействующие 100-3518110; 24, 25, 26 — трубы; 27, 28, 29, 30, 31 — шланги; 32 морозный предохранитель.
1 — пружина выпускного клапана; 2 — нижняя крышка; 3 — выпускной клапан; 4 — седло нагнетательного клапана; 5, 6 — упорные кольца; 7 — штоки; 8 — фильтр; 9, 11 — уплотнительные кольца; 10 — дополнительная розетка; 12 — стержень клапана; 13 — выпускной клапан; 14 — упорная пружина; 15 — регулирующий орган; 16 — пружина уравновешивающего поршня; 17 — защитный колпак; 18 — контргайка; 19 — регулировочный винт; 20 — пружинная пластина; 21 — верхняя крышка; 22 — толкатель клапана; 23 — втулка; 24 — уравновешивающий поршень; 25 — обратный клапан; 26 — пружина; 27 — впускной клапан; 28 — пружина нагнетательного поршня; 29 — нагнетательный поршень; 30 — пружина фильтра; 31 — направляющая пружины; 32 — пружина; 33, 35 — уплотнительные кольца; 34 — клапан; 36 — гидроблок; 37 — защитный колпак; я…IV — Выводы.
Система управления
Пульт дистанционного управления, расположенный сзади справа, отвечает за выбор направления движения экскаватора. Он имеет два рычага управления, которые можно остановить в трех положениях (вверху, посередине, внизу). Скорость движения также меняется в зависимости от положения этого рычага. Для его увеличения при движении вперед есть дополнительный рычаг для добавления удара и возможности управления скоростью вала двигателя.
На заводе ТВЭКС ЭК-14 выпускается в комплекте с электронной панелью, расположенной в передней части салона, на ней содержится информация о состоянии оборудования в текущий момент времени.
Рулевое колесо используется как система аварийного управления, позволяющая управлять техникой при остановленном двигателе. Усилие на руле этого типа пропорционально углу поворота передних колес.
Кабина экскаваторов серии ЕК
устанавливает на все свои машины унифицированную кабину с достойным оснащением и современным дизайном. Сиденье оператора оснащено регулировкой в нескольких направлениях, и оператор может наклонять рулевую колонку. Лобовое стекло кабины поднимается ниже крыши, а на крыше имеется люк. В кабину экскаватора-пылесоса ЭК-12 забраться несложно, так как удобные ступеньки расположены низко над землей, а вдобавок есть поручни.
Так как экскаватор оснащен гидравлическим приводом, для управления этой тяжелой машиной не требуется больших физических усилий. Рулевое колесо легко поворачивается, а орудием можно управлять с помощью серводжойстиков. По сравнению с импортной техникой, кабина экскаватора ЭК-12 содержит минимальное количество электронных компонентов, отсутствует бортовой компьютер, что усложняет устройство и удорожает технику.
В кабине установлен отопитель «Зенит-8000», работающий от системы охлаждения двигателя. Отопитель находится под сиденьем водителя. Воздух циркулирует через решетку радиатора напрямую, без дефлекторов и воздуховодов. В качестве дополнительной опции в кабине экскаватора может быть установлен кондиционер.
Расход топлива
Экскаватор потребляет около 230 грамм дизельного топлива на киловатт-час работы. Топливный бак рассчитан на 255 литров жидкости.
Рабочее оборудование
Отличительной чертой этого экскаватора является рабочее оборудование, способное изменять свою геометрию, в первую очередь речь идет о рабочей стреле. Благодаря этой особенности экскаватор готов к работе в стесненных условиях городской застройки. Такая возможность незаменима для решения коммунальных ремонтных задач в сетях связи, сооружаемых при необходимости рытья траншей и узких колодцев.
Копание грунта экскаватором ЭК-12 позволит уменьшить объем грунта и значительно увеличить глубину копания.
Стандартный ковш можно заменить дополнительными аксессуарами следующих типов:
- Ковши объемом от 0,35 до 0,5 м3 для разработки сложных грунтов и организации узких траншей;
- Рыхлители типа 314-03-40.17.300, обеспечивающие возможность демонтажа асфальтобетонного покрытия, мерзлых грунтов и демонтажа бордюров;
- Гидромолоты применяют при разрушении слоев бетона и железобетона дорог, кирпичных стен, железобетонных конструкций. Это оборудование способно как на разработку мерзлых грунтов, так и на уплотнение рыхлых пород. На экскаватор с моноблочной стрелой устанавливается гидромолот МГ-300, на другие модели — гидромолот МГ-150.
- Грейферы, которые позволяют использовать экскаватор для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на площадке, а также для разработки траншей, валов, валов и т.д. Тип ковша — ГК-221 позволяет комплектовать его гидравлическими ротаторами полноповоротного типа . Глубина захвата груза ковшом может быть увеличена за счет удлинителя, состоящего из пары вставок и установленной между ними направляющей для центрирования ковша.
С моноблочной стрелой
Эта конфигурация является классической и давно зарекомендовала себя благодаря своей надежности.
Со стрелой изменяемой геометрии
Такая конструкция стрелы позволила значительно повысить производительность экскаватора при разработке узких траншей.
Экскаватор ЭК 12 с мотоблочной стрелой и стрелой с изменяемой геометрией
Сравнительную характеристику параметров земляных работ экскаватора ЭК-12 с двумя типами стрелы удобно рассмотреть на примере из таблицы:
Характеристики | Моноблок | Перо с переменными параметрами |
Объем ковша, не более, м3 | 0,65 | 0,5 |
угол маневрирования ковша | 173 | 173 |
Длина рукояти, м | 1,9 | 1,9 |
Погрузочная высота | 6.4 | 6,5 |
Рабочий радиус, м | 8,25 | 8.07 |
Рабочий радиус на парковочной высоте, м | 8,6 | 7,86 |
Кинематическая глубина разработки, м | 8.06 | 5.08 |
Технические характеристики «ЕК-12» в цифрах
- Геометрические размеры: длина 8 м, ширина 2,5 м, высота 3,12 м — «ЭК-12», 3,05 м — «ЭК-12-20»;
- Масса экскаватора с ковшом 12,9 тн — «ЭК-12», 12,5 тн — «ЭК-12-20»;
- Дорожный просвет – 310 мм;
- Ширина гусеницы – 2,1 м;
- Колесная база – 2,5 м;
- Вместимость ковша — 0,65 куб.м — «ЭК-12», 0,5 куб.м — «ЭК-12-20»;
- Длина рукояти – 1,9 м;
- Мощность насосного агрегата: 53,6 кВт (73 л.с.);
- Давление в гидросистеме – 32 МПа (320 кгс/см2);
- Давление в пневмосистеме — 0,6…0,7 МПа (6…7 кгс/см2);
- Общий расход гидронасоса — 248 л/мин (112+112+24);
- Скорость движения — 20 км/ч — «ЭК-12», 22,5 км/ч — «ЭК-12-20»;
- Напряжение электрической системы — 12В;
- Длительность рабочего цикла — 15 сек.;
- Частота вращения поворотного круга — 9 об/мин;
- Глубина копания – 4,8 м – ЭК-12, 5,08 м – ЭК-12-20»;
- Радиус выемки грунта на уровне парковки – 8,6 м – «ЭК-12», 7,86 м – «ЭК-12-20»;
- Высота выгрузки — 6,4 м — «ЭК-12», 6,5 м — «ЭК-12-20»;
- угол наклона ковша: 173 градуса
Навесное оборудование
Цена на ЭК-12 зависит от объема работ, поставляемых вместе с оборудованием. Особенностью машины является возможность установки оборудования с изменяемой конфигурацией. Ручка монтируется различной длины для удобства использования при наличии препятствий и в ограниченном пространстве. В большинстве случаев такое преимущество необходимо при проведении общественных работ, даже при прокладке инженерных сетей в колодцах и траншеях.
К основным видам вспомогательного оборудования относятся:
- ковш предназначен для погрузки и разгрузки материалов, рытья траншей, колодцев и т.п. ГК-221 может комплектоваться полноприводными гидроповоротниками;
- для увеличения глубины черпания предусмотрен удлинитель, состоящий из двух вставок и направляющей, служащей уровнем;
- гидравлический молот применяется при разрушении дорожных покрытий, строительных работах, выемке грунтов IV категории. При установке моноблочной стрелы предусмотрен МГ-300, в остальных случаях МГ-150;
- рыхлитель для ремонта дорог, рыхления полов IV категории и очистки бордюров;
- ковши вместимостью 0,35-0,5 м3.
Параметры копания экскаватора ТВЭКС ЕК 12
Палка | 1,9 |
Радиус копания, м | 8,25 |
Радиус копания на уровне парковки, м | 8.06 |
Кинематическая глубина копания, м | 4,8 |
Высота разгрузки, м | 6.4 |
угол поворота ковша (град.) | 173 |
Максимальная вместимость ковша (SAE), м3 | 0,65 |
Модификации
ЭК-12 выпускается в нескольких модификациях:
- классический вариант с моноблоком и ковшом 0,65 куб.м;
- ЭК-12-10 дополняется гидронасосом Bosch-Rexroth и объемным гидромотором;
- ЭК-12-20 отличается меньшим ковшом (0,5 куб м), гидравликой ПСМ, опорой отвала, стабилизаторами и измененной геометрией стрелы;
- ЭК-12-24 — аналог ЭК-12-20 с гидронасосом Bosch-Rexroth и объемным гидромотором;
- ЕК-12-40 — вариант с ковшом 0,65 куб.м, маршевым гидромотором, гидронасосом Bosch-Rexroth и новейшим двигателем Perkins (в других модификациях использовался двигатель Д-243»).
В базовой версии ЕК-12 оснащается неразъемным корпусом и ковшовой насадкой. Общий вес конструкции составляет 12 900 кг. При этом оборудование имеет небольшие габариты: высота – 3150 мм, ширина – 2500 мм, длина – 8000 мм.
Максимальный радиус копания экскаватора 8000мм, угол наклона ковша 5000мм, максимальная высота выгрузки 6400мм. Ковш модели поворачивается на 173 градуса. Максимальная скорость автомобиля составляет 22,5 км/ч, что делает его очень маневренным, позволяя преодолевать важные расстояния.
Расход топлива
Расход топлива ЕК-12 составляет 229 г/кВтч. Топливный бак имеет емкость 255 литров.
Рекомендации
Разработка котлованов, траншей, карьеров и колодцев в грунтах I-IV категорий, погрузка и разгрузка сыпучих материалов, рыхлых пород и мерзлых грунтов (с размером комков не более 200 мм), а также для других работ в различных отраслях промышленности , автомобильный транспорт и коммунальные услуги.
Куб объемом 0,65 м3 можно заменить на:
- Грейфер ГК-221 для рытья траншей, валов, валов и других подобных работ, а также для погрузки и разгрузки различных материалов. Ковш может быть оснащен полноповоротным гидравлическим поворотным устройством. Для увеличения глубины захвата груза на захват можно установить удлинитель, состоящий из одной или 2-х вставок с направляющей, которая устанавливается между вкладышами для центрирования захвата.
- Гидромолоты МГ-300 (устанавливаются на моноблочную стреловую модель), МГ-150, предназначены для разрушения бетонных и железобетонных дорожных покрытий, кирпичных конструкций, неармированного бетона и других подобных работ, в том числе разрыхления от мерзлого грунта и утрамбовки рыхлого грунта.
- Рыхлитель 314-03-40.17.300 для резки бордюров, вскрытия корки асфальта и бетона с мерзлого грунта и т.д.
- Ковш (0,32 м3, 0,5 м3) для рытья узких траншей или работы на тяжелых грунтах.
Двигатели фирмы «Перкинс» полностью соответствуют всем международным экологическим требованиям и имеют ряд существенных преимуществ:
- вдвое больший ресурс и гарантийный срок службы по сравнению с отечественными двигателями;
- на 10% больше крутящего момента;
- обеспечение экономии топлива на 10-20% в зависимости от вида работ;
- сокращение времени обслуживания на 20% за счет увеличения интервалов между ТО;
- снижение шума и вибрации на рабочем месте оператора.
Удобство эксплуатации и обслуживания
Для хранения экскаватора ТВЭКС ЭК-12 лучше всего подходят закрытые помещения или открытые площадки, отвечающие особым требованиям.
Хранение техники на открытом воздухе зимой допускается только при периодической очистке поворотной платформы, кабины и рабочих органов от снега и льда.
Такие предметы, как батареи, запасные части и инструменты, следует заносить в помещение в холодную погоду.
Для повышения долговечности экскаватора необходимо вовремя менять рабочие жидкости (согласно сезонам и промежуткам времени). В первый раз жидкость заменяют через 100 часов работы, после этого при необходимости перехода на зимний режим, либо через 2000 часов работы. Базовые масла меняются не реже одного раза в два года, вспомогательные масла – один раз в год.
Манометры, входящие в комплект инструмента экскаватора, используются только при регулировке предохранителей, расположенных в гидравлических магистралях.
ЕК-12 — ремонт и техобслуживание
При необходимости выполните ремонт ЕК-12 или выполните необходимое техническое обслуживание. Все работы выполняются нашими высококвалифицированными специалистами, имеющими большой опыт работы в данной сфере. Дополнительно возможно оснащение следующим рабочим оборудованием:
гидромолот МГ-300 | для разрушения бетонных и железобетонных дорожных покрытий, кирпичных конструкций, неармированного бетона, разрыхления мерзлых грунтов и уплотнения рыхлых грунтов |
душераздирающая 314-03-40.17.300 | для выемки бордюров, вскрытия асфальтобетонных корок из мерзлого грунта и т д. |
захват ГК-221 | для рытья траншей, колодцев, котлованов и других подобных работ, а также для погрузки и разгрузки различных материалов. |
Экскаватор ЭК-12 Комплектация:
Модель экскаватора | Масса, т | Объем ковша, м³ | Глубина копания, м | Марка двигателя | Описание |
ЭК-12-10 | 12,9 | 0,65 | 4,8 | ММЗ 243 | Моноблок, руки. L=1900 мм, унифицированный ч/р с опорой отвала и выносными опорами, гидронасос Bosch-Rexroth, водяной обогреватель |
ЭК-12-20 | 12,5 | 0,5 | 5.08 | ММЗ 243 | OPU 1250, стрела 2-х секционная, L=1900 мм, холоднокатаная с опорой отвала и выносными опорами, гидравлика PSM, водяной обогреватель |
ЭК-12-24 | 12,5 | 0,5 | 5.08 | ММЗ 243 | ОПУ 1250, стрела 2-х секционная, руки. L=1900 мм, х/п с держателем отвала и стабилизаторами, гидронасос Bosch-Rexroth, отопитель Hydronic |
ЭК-12-30 | 12,5 | 0,5 | 5.08 | ММЗ 243 | OPU 1250, стрела с изменяемой геометрией, L=2800 мм, гидронасос Bosch-Rexroth с LUDV |
ЭК-12-40 | 12,6 | 0,65 | 4,8 | Перкинс 1104C-44 | Моноблок, гидронасос «Bosch-Rexroth», ОПУ 1250 мм, ручн. L = 1900 мм, отопитель «Hydronic» |
Техническое обслуживание Твэкс ЕК-12
Благодаря тому, что большинство конструктивных элементов экскаваторов Твэкс ЭК-12 (до 90%) изготавливаются на собственном производстве, проблем с обслуживанием не возникает. Однако в конструкции машины есть несколько моментов, усложняющих ремонт и обслуживание.
Например, воздушные фильтры перед радиатором мешают охлаждению двигателя и ограничивают доступ. Дополнительную тепловую нагрузку создает глушитель, который производитель разместил над насосным агрегатом. Радиаторы (слева под капотом) и помпа (справа) тоже неуместны).
В базовой комплектации добавлены Твэкс ЭК-12 с двигателями Д-243
Отзывы о работе экскаваторов «EK-12»
Покупатели часто выбирают эту модель из-за того, что этот экскаватор имеет небольшие размеры, а конструктивные особенности поворотной платформы позволяют успешно работать в стесненных условиях большой строительной площадки. Барьер сконструирован таким образом, что разработка грунта стоит не дорого, а при изменении геометрии барьера можно с ювелирной точностью вырыть траншею или колодец (но тут, конечно, профессионализм оператора машины тоже влияет), продолжительность рабочего цикла 16-20 секунд (набрал — скачал). Кабина экскаватора тоже заслуживает похвалы: она небольшая, но очень удобная, ничего лишнего. Очень хороший обзор, комфорт (особенно по сравнению с «скворечниками» экскаваторов «ЭО-3322» или «ЭО-3323»).
Грунты четвертой категории лучше не копать экскаватором, так как его мощная гидравлика может сломать стрелу. О такой поломке рассказал сотрудник компании. Стрелу приходилось кипятить, после чего тяжелая нагрузка обычно противопоказана. Экскаватор тоже не стоит ездить по городу (разве что совсем близко): это еще не транспортное средство, а землеройная машина, лучше всего возить его на жесткой сцепке.
Много отзывов тех, кто сталкивался с некачественной техникой модели ЕК-12. Сам по себе экскаватор хороший, но его надежность не вызывает положительных эмоций. Часто что-то идет не так. Эти маслонасосы были у нескольких владельцев одновременно. Есть проблемы с адресом. При движении в транспортном положении включается или отключается повышающая передача. Нижние пресс-масленки расположены так, что если вы сядете куда-нибудь, то они обязательно сорвутся и их нельзя будет скрутить. Потом сверлить, резать. Втулки и пальцы ковша и стрелы преждевременно ломаются.
Еще один недостаток, на который указали несколько обозревателей EK-12, — это маленький радиатор. Если дать ему большую нагрузку и долго копать, он быстро закипает, потому что машина в силу своих специфических особенностей в основном останавливается. Эта проблема решается установкой радиатора большего размера. Вместо штатного охлаждающего мотора один из владельцев установил электровентилятор от Соболя».
К двигателю Д-243 претензий нет, а вот с двигателем Перкинса в модификации ЕК-12-40 есть некоторые недоразумения. Например: «То ли проблема с двигателем, то ли с электроникой, но она постоянно показывала и сигнализировала, что превышено давление масла в двигателе, либо давление совсем упало до нуля. При этом двигатель работал ровно»; «При работе стрелой, рукоятью и ковшом, когда давление достигает 27 МПа, двигатель сразу останавливается. То есть, если держать джойстик на небольшом расстоянии, мотор должен сохранять давление при работе с нагрузкой, а этого не происходит. В чем причина? Я еще не понял. Когда выжимаю опору до максимума, мотор работает (давление — 26 МПа)».
И с точки зрения производительности, и с точки зрения универсальности использования все они высоко оценивают ЕК-12. По расходу дизеля тоже очень хорошо (экономично).