- Трактор ДЭТ-250: история создания
- Назначение
- Сфера востребованности трактора
- Устройство
- Преимущества
- Технические характеристики ДЭТ-250
- Габаритно-массовые показатели
- Кабина
- Двигатель
- Особенности двигателя:
- Характеристики мотора В-31М4:
- Силовой агрегат ГПА-222
- Коробка передач трактора ДЭТ-250
- Гидравлика
- Заправочные емкости
- Потребление горючего
- Ходовая часть трактора ДЭТ-250
- Базовое рабочее оборудование
- 1. Полусферический неповоротный отвал:
- 2. Однозубый рыхлитель:
- Модификации и особенности
- Первая модернизация
- Вторая модернизация
- Опыт эксплуатации
- Обслуживание
- Цена и отзывы владельцев
- Заключение
Трактор ДЭТ-250: история создания
Трактор ДЭТ-250 — рыхлительная экскаваторная техника 25-го тягового класса. Производство всегда велось на ЧТЗ. В другие города его не переводили. Важнейшей особенностью этой модели является именно электромеханическая трансмиссия. Это одновременно и преимущество, и недостаток данной техники. Процесс охлаждения осуществляется выхлопными газами.
ДЭТ-250М2
Кроме того, существуют некоторые трудности, связанные со снижением рабочей температуры. Именно поэтому этот прием в основном применялся и применяется до сих пор в холодных регионах, в условиях Крайнего Севера. В регионах с таким климатом оптимально использование ДЭТ-250. Ранее аналогичные модели ДЭТ-250 не выпускались. Фактически он стал родоначальником промышленных тракторов в СССР. Продолжением линейки моделей и аналогов стали более поздние версии тракторов — ДЭТ-320, Т-330.
Назначение
Назначение агрегата определяется работой экскаватора-рыхлителя с использованием экскаватора-рыхлителя или других приспособлений. Обычно трактор выполняет тяжелые земляные работы на объектах добычи полезных ископаемых, нефти, угля, гидротехнического, ирригационного, мелиоративного, дорожного и автодорожного строительства, используется для перевозки грузов.
Экскаватор ДЭТ-250
Сфера востребованности трактора
Значительные габариты и гусеницы не рассчитаны на использование трактора в городских масштабах. Основной областью применения являются отрасли, требующие оборудования с более высокими мощностными характеристиками двигателя. Трактор используется в горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности. Без него не обходится строительство железных дорог, автодорог, гидротехнических сооружений.
Область применения ДЭТ 250 зависит от навесного оборудования. Он крепится к задней части устройства. Экскаватор работает с землеройным, буровым и траншейным оборудованием. С помощью рыхлительной установки на этапе подготовительных работ проводят рыхление каменистых, скальных и мерзлых грунтов. Благодаря гусеничной трансмиссии трактор оказывает малое давление на грунт и может использоваться в труднодоступных местах, даже на болотах.
История ДЭТА 250
Устройство
Общее устройство ДЭТ-250 типично для агрегатов этого назначения (двигатель спереди, трансмиссия сзади). Корпус машины закреплен на усиленной сварной раме. К нему различными способами крепятся все элементы конструкции. Ходовая часть не имеет особенностей, кроме веса и габаритов.
Размеры экскаватора ДЭТ-250
Сварные каретки выполнены прямоугольного сечения, они жестко закреплены на основной раме. В качестве опоры для дорожки качения выступает 12 роликов, равномерно распределенных по обеим сторонам узла. Также имеется 8 опорных узлов. Трек содержит 56 ссылок. Для натяжения предусмотрен гидравлический механизм.
Начнем описание машины с ее электрооборудования. Данная модель оснащена электромеханической коробкой передач, она прямая, без ступеней. При работе узел потребляет постоянный ток. Благодаря модернизированной системе регулировка скорости осуществляется без переключения передачи. На него влияет только степень внешней нагрузки.
Конструктивно в трансмиссии имеется фрикцион, который оснащен несколькими дисками. Она постоянно закрыта. Привод выполнен по сложной схеме, поэтому является самым проблемным элементом экскаватора.
Силовой агрегат содержит тяговый двигатель, генератор, различные планетарные механизмы и главную/бортовую передачу. В цепь привода генератора включен винтовой червячный множитель. Трансмиссия включает пару передач переднего хода, столько же передач заднего хода, что гарантирует отличную маневренность машины.
Повороты производятся благодаря слаженной работе планетарных редукторов. Тип у него механический. В работе задействована ленточная тормозная система. Аксиально-поршневые насосы увеличивают гидравлическое давление. Также имеется вспомогательная гидравлика. Он обслуживается насосом. Целью этой схемы является поддержание необходимого пускового давления в оборудовании.
Бульдозерное устройство ДЭТ-250
Основными рабочими органами агрегата являются полусферический отвал повышенной прочности и однозубый комплект для рыхления почвы. Если сравнивать машину ДЭТ-250 с аналогичными советскими агрегатами, то эта модель выделяется повышенным комфортом оператора.
Каждая модификация этого экскаватора оснащена цельнометаллической двухместной кабиной. Экскаватор проще в обслуживании, чем обычные машины, не работающие от электричества. Тип кузова капота способствует открытому доступу в пространство, где сосредоточено большинство узлов, обеспечивающих эксплуатацию автомобиля.
Все элементы агрегата имеют повышенную стойкость, поэтому необходимость в запчастях и ремонте возникает крайне редко. При регулярном техническом обслуживании оборудование может работать годами с максимальной эффективностью. Главный недостаток экскаватора – ненадежная трансмиссия, все остальные поломки водитель может устранить сам, даже работая в поле.
Преимущества
К основным характеристикам трактора можно отнести высокую топливную экономичность, очень большую мощность, а также бесступенчатую электрическую трансмиссию. ДЭТ-250 обладает чрезвычайно высокими характеристиками надежности и просто поражает своей проходимостью. Помимо землеройных работ, рыхления грунта, трактор может быть базой для другой спецтехники, такой как ямобур, буровой кран (для установки опор ЛЭП), траншейный экскаватор и т.д.такая отличная техника.
Технические характеристики ДЭТ-250
Дизель представляет собой усовершенствованный танковый двигатель В2, получивший после модернизации индекс В-31М2. В системе охлаждения дизеля также используется баковая, эжекторная. Эжектор позволил удалить вентилятор и его вращающиеся приводные узлы из системы охлаждения.
Электрическая часть состоит из звена генератор-двигатель с электронным управлением, работающего на постоянном токе.
В таблице указан главный привод и габаритные размеры.
ПараметрЗначение
Дизель | |
Модель | Двенадцатицилиндровый четырехтактный тип
Б-31М2 |
Обеспечение | V форма |
Оборот (номинальный) | 1400 об/мин |
Внешний аккумулятор) | 320 л.с |
Мощность (реальная) | 290 л.с |
Охлаждение | Эжекционный тип (с выхлопом) |
Запас крутящего момента | 11% |
Мощность двигателя | 38,8 литра |
Расход топлива | 40 л/ч при максимальной нагрузке |
Емкость бака | 700 литров |
Электрическая часть | |
Генератор | DC-510B-1 СС |
Мощность генератора | 215 кВт |
Скорость генератора | 2120 об/мин |
Рабочее напряжение | 360 дюймов |
Тяговый двигатель | ЭДТ-166Б |
Мощность электродвигателя | 166 кВт |
Исполнение параметра | |
Скорость | 1-19 км/ч |
Угол подъема/опускания | 27 градусов |
Размеры (править | |
Длина без механизмов | 6200мм |
Широкий | 3220мм |
Высота | 3180мм |
Трек (в центре треков) | 2450мм |
Авторизация | 500мм |
Ширина дорожки | 690мм |
Масса | 28 000 кг |
Давление на грунт | 0,069 МПа |
В процессе работы тракторист регулирует обороты дизеля. Нажатие педали акселератора увеличивает обороты двигателя и, как следствие, обороты генератора. Сопротивление, управляющее электрической частью, автоматически изменяет значение. При постоянной тяговой нагрузке трактор постепенно увеличивает скорость. С увеличением нагрузки при одних и тех же оборотах двигателя скорость уменьшается, а тяговое усилие увеличивается. Благодаря плавному электронному управлению соотношением скорость/тяга тракторист включает в трансмиссии только две передачи: вперед и назад.
Генератор и электродвигатель расположены по центру, под кабиной, двигатель спереди, трансмиссия сзади.
Рабочее место тракториста удобное, из кабины открывается хороший обзор, рычаги управления и органы управления расположены эргономично. Кабина рассчитана на двух человек: тракторист справа по ходу движения, слева место для помощника. Конструкция позволяет работать на тракторе ДЭТ-250 круглый год в любую погоду, включая мороз -20 градусов по Цельсию. Опционально производитель предлагает дополнительную систему обогрева рабочего места.
Габаритно-массовые показатели
Габаритные размеры экскаватора ДЭТ-250 весьма внушительны. Причиной этому стали некоторые весомые конструктивные особенности:
- трактор в сборе с рыхлителем — 41,3 т;
- трактор без рыхлителя — 27,5 т.
Значительную часть эксплуатационного веса этой техники составляют специализированные аксессуары (отвал со специальной гидравлической системой, изменяющей угол резания, перекос):
- листовая шина, мм — 4 250;
- высота створки, мм — 1850;
- масса навесного оборудования, т — 5,2.
ДЭТ-250 Габаритные размеры:
- расстояние от оси переднего катка до оси заднего катка, мм — 4 476;
- расстояние от оси заднего катка до передней части отвала, мм — 6 549;
- расстояние от передней части отвала до задней части навесного оборудования, мм — 9 440;
- высота от низа гусеницы до верха кабины, мм — 3 215 мм;
- ширина, мм — 5000.
Кабина
Экскаватор управляется водителем, для которого оборудована кабина. Металлический каркас с панорамным остеклением снабжен системой обогрева. Помещение удобно для работы, передвижение техники может легко обеспечить один человек. Отличительной чертой является правостороннее положение кресла.
Транспортное средство управляется с помощью рычагов, так как рулевого колеса нет. Встроенной вентиляции нет, поэтому особого комфорта нет. Хотя на момент запуска даже наличие подогрева признавалось удобством. Есть пассажирское сиденье, сиденье водителя удобное, легко регулируется по высоте. Когда жарко, приходится открывать окна, чтобы проветрить помещение.
Кабина закреплена на мягких рессорах, практически полностью гасящих вибрации, возникающие при работе техники. Автономная система отопления прекрасно прогревает салон, несмотря на сильные морозы. В базовой комплектации кабина оборудована вентилятором, обдувающим водителя.
Панель приборов оборудована таким образом, чтобы водитель мог свободно контролировать любой рабочий параметр оборудования. Элементы управления вместе с индикаторами состояния сгруппированы по секторам для удобства наблюдения. Кабина максимально герметизирована, что немаловажно с учетом специфики экскаватора.
Двигатель
ДЭТ 250 оснащен двигателем В-31 М2, работающим на дизельном топливе. Несмотря на свои относительно небольшие размеры, он выделяется большой мощностью. Эта особенность обусловлена продуманной конструкцией.
Поэтому двигатель обеспечивает двухступенчатое удаление пыли из воздуха. Система смазки используется в сочетании с функцией очистки. Охлаждение — жидкостное с системой вентиляции, хорошо зарекомендовавшей себя еще в советских танках.
Характеристики мотора:
Характеристики | Значения |
Тип двигателя | В31 М2, дизель, 4-тактный |
Объем, л | 38,88 |
Мощность, л.с. С. | 323 |
Частота вращения, об/мин | 1400 |
количество/диаметр цилиндров, см | 4/15 |
Особенности двигателя:
- система охлаждения — жидкостная с эжекционной системой вентиляции;
- воздушный фильтр — 2 ступени с индикатором засорения и 2 ступени очистки воздуха (эжекторная и влажная);
- система смазки — комбинированная с центробежной очисткой.
Характеристики мотора В-31М4:
- рабочий объем – 38,88 л;
- номинальная мощность — 237 (323) кВт (л.с.);
- расчетная скорость — 1400 об/мин;
- количество цилиндров — 12;
- диаметр цилиндра — 150 мм;
- запас момента — 11%;
- расход топлива – 45,3 л/ч;
- емкость топливного бака — 700 л.
Силовой агрегат ГПА-222
ЗНАЧЕНИЕ ПАРАМЕТРА
Мощность, кВт | 220 |
Номинальное напряжение, В | 310 |
Поток, а | 710 |
Частота вращения, об/мин: | |
— номинальный | 2120 |
— максимум | 2550 |
Коробка передач трактора ДЭТ-250
Главной особенностью этого трактора является трансмиссия. Он является электромеханическим и имеет следующие основные рабочие параметры:
- общее количество скоростей, шт. — 2 (вперед/назад);
- растягивающее усилие, макс. — 377 кН;
- скорость вперед, км/ч – 15,2;
- скорость заднего хода, км/ч – 15,2.
Гидравлика
Гидравлическая система имеет два основных силовых насоса, каждый из которых развивает давление 10 МПа. Кроме того, имеется и вспомогательная гидравлическая система с насосом, поддерживающим одинаковое давление в контурах.
Заправочные емкости
Топливная система, л | 680 |
Гидравлическая система, л | 165 |
Система охлаждения двигателя, л | 76 |
Система смазки двигателя, л | 32 |
Трансмиссия и система управления смазкой, л | 80 |
Потребление горючего
Удельный расход топлива более 40 л/ч при максимальном КПД. Объем заправочного бака 700 литров.
Ходовая часть трактора ДЭТ-250
Шасси просто не имеет других характеристик, кроме габаритов его основных узлов, а также массы и высокого давления на грунт. Его основные особенности:
- общее количество опорных катков (с каждой стороны), шт. — 6;
- количество опорных роликов, шт. — два;
- ширина башмака, мм – 560/690 (в зависимости от типа используемых катков);
- автоматический механизм натяжения — гидравлического типа;
- ширина колеи, мм — 2450;
- размер базы, мм — 3 218.
Базовое рабочее оборудование
Стандартный бульдозерный отвал полусферической формы имеет максимальную высоту подъема 1225 мм. Его максимальная глубина составляет 500 мм. При этом ширина мусорного бака составляет 4250 (5000) мм, а его высота 1850 (19ОО) мм. Разгрузочная способность — 10,5 (19,5) куб.м.
Стандартный одностоечный рыхлитель бульдозера ДЭТ-320 имеет максимальную глубину рыхления 1545 мм.
Тракторы ДЭТ-320, кроме стандартного самосвала объемом 10,5 куб.м., могут комплектоваться также угольными отвалами с тянущей призмой объемом не менее 19,5 куб.м, либо «узким» водосливом с железнодорожными габаритами.
1. Полусферический неповоротный отвал:
- ширина — 4250 мм;
- высота — 1850 мм;
- вместимость волочильной призмы — 10,5 куб.м;
- максимальная высота подъема — 1400;
- максимальная глубина – 370 мм;
- угол наклона – 10 градусов;
- угол резки – 55 градусов;
- вес — 5200 кг.
2. Однозубый рыхлитель:
- максимальная глубина – 1185 мм;
- вес — 3500 кг;
- угол рыхления — 45 градусов.
Модификации и особенности
История ДЭТА 250 насчитывает почти 60 лет. Производство трактора закончилось относительно недавно – в 2013 году. При этом серия продолжает активно использоваться в различных регионах России. За период производства ДЭТ 250 стал базой для создания множества специализированных модификаций. Последнее обновление трактора, которое произошло в 1989 году, называлось ДЭТ 250М2 и имело ряд усовершенствований. Был усилен задний мост, установлен новый двигатель, патрубки гидросистемы перенесены назад, обновлена ходовая часть, появились раздельные тормоза. Модификация послужила основой для толкающих экскаваторов ДЗ 126В-2, ДЗ 34С и ДЗ 118.
Популярность сериала была обусловлена уникальными особенностями:
- электромеханическая трансмиссия сделала трактор более экономичным;
- процесс управления машиной стал проще;
- мощный мотор обеспечивал необходимую тягу и скорость;
- трактор был очень надежным;
- простота условий работы и качество топлива позволяли использовать модель в регионах с экстремально низкими температурами.
Использование электропривода решило проблему эксплуатации техники на морозе, но создало ряд минусов. Серия DET 250 по сравнению с конкурентами имела больший вес, а сложная система охлаждения требовала большего расхода топлива.
Первая модернизация
В 1969 году прошла первая модернизация базовой модели. Новый трактор получил в своем названии приставку «М». Он был оснащен новым двигателем В-31, развивавшим мощность 330 л.с. Двигатель имел 12 цилиндров, как и его предшественник. Они были расположены в форме буквы V. Новый двигатель сохранил интегральную камеру сгорания и непосредственный впрыск топлива. При этом объем двигателя был уменьшен до 33,9 л. В связи с тем, что мощность силовой установки увеличилась, увеличился и ваш аппетит — 42,7 литра за рабочий час. Электромеханическая трансмиссия осталась без изменений. Емкость топливного бака была уменьшена до 670 литров. Общий вес экскаватора немного уменьшился, до 31 тонны. В остальном модель осталась прежней.
Вторая модернизация
В 1989 году прошла вторая и последняя (по крайней мере пока) модернизация трактора. В названии обновленного экскаватора к индексу «М» добавлена цифра 2. Благодаря внешнему обновлению экскаватор уже не похож на боевую машину. Новая версия оснащалась 12-цилиндровым V-образным двигателем мощностью 323 лошадиные силы. Его объем составлял 38,9 литров. Модернизированный двигатель потреблял 45,3 литра топлива в час при работе на полной мощности. Трактору вернули 700-литровый топливный бак, который был установлен в первой версии. Масса модернизированной машины составила 32 тонны. В остальном он ничем не отличался от своих предшественников.
Опыт эксплуатации
К основным преимуществам ДЭТ-250 на сегодняшний день можно отнести следующее:
- неприхотливость к условиям работы – техника отлично зарекомендовала себя в условиях работы от +40 до -400 С;
- относительная простота ремонта и доступность запчастей – трактор выпускается не один десяток лет, рынок насыщен всеми необходимыми для ремонта деталями;
- неприхотлив к качеству топлива – зимой необходимо использовать только специальную солярку, иначе она загустеет и замерзнет в топливопроводе;
- корпус капота — по этой причине у вас есть легкий доступ ко всем агрегатам.
В то же время у ДЭТ-250 есть и недостатки.
Наиболее существенной является сложность устройства электромеханической передачи. Разобраться в его устройстве без специальной подготовки достаточно хлопотно, но все остальные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, вы легко сможете устранить самостоятельно, имея руководство по ремонту. При правильном обслуживании и уходе ДЭТ-250 даже возрастом несколько десятков лет не доставит владельцу проблем.
Несмотря на простоту конструкции, трактор имеет ряд слабых мест: на них необходимо обращать внимание в первую очередь при работе на ДЭТ-250. Наиболее распространенные неисправности и способы их устранения
Исправление проблем | Возможная причина его появления | Метод утилизации |
Гидравлическая рама бульдозера | Установленные уплотнения изношены из-за низкого качества или возраста | Необходимо открутить регулировочную гайку и протянуть все болты скребка, находящиеся на экскаваторе |
Гидравлический цилиндр рыхлителя | Жизнь суставов полностью исчерпана | Откручивается регулировочная шайба и вытягиваются регулировочные болты |
Отвал/зуб рыхлителя плохо погружается в землю | Износ рабочей кромки лопастей | Заменить ножи |
Изношенный наконечник | Заменить наконечник | |
Угол резания при использовании диска не соответствует выбранному | Выберите необходимый угол |
Уже давно владельцы рассматриваемого трактора рекомендуют через каждые 10 тысяч часов работы проводить контрольную проверку следующих узлов:
- уровень: рабочие жидкости;
- горюче-смазочные материалы;
- все насосы;
- гидравлические клапаны;
- прокладки (сальники, втулки, кольца и сальники).
Отдельного внимания заслуживает электромеханическая трансмиссия. В обязательном порядке необходимо постоянно следить за контактными соединениями, клеммными колодками. Так как при окислении и ухудшении контакта возможна не только поломка, но и возгорание. Тушить горящую изоляцию достаточно сложно. Поэтому стоит не допускать перегрева контактных соединений.
Обслуживание
Благодаря кузову капотного типа доступ к основным системам трактора не представлял затруднений. Все детали были очень высокого качества и имели большой запас прочности, поэтому не было необходимости в частых ремонтах. При надлежащем обслуживании техник может надежно работать несколько лет с полной самоотдачей. А в случае поломки ремонт не представлял сложности, так как устройство было достаточно простым.
Единственной проблемой, которая могла вызвать затруднения, был отказ трансмиссии. Это было слишком сложно. Все остальное оборудование может быть отремонтировано любым механиком по инструкции по эксплуатации оборудования. Запчасти для DET-250 можно без проблем приобрести у официального дилера.
Цена и отзывы владельцев
Стоимость автомобилей ДЭТ-400 без пробега начинается от 23,3 млн рублей (дизельные автомобили ЯМЗ). Цена на экскаваторы серии 250 начинается от 750 тысяч рублей. Машины в хорошем техническом состоянии оцениваются в 2,5-3,5 миллиона рублей и выше.
Борис, Кемеровская обл
Недостатком ДЭТ-400 является ненадежная ходовая часть, гусеницы склонны к сходу с направляющего колеса. Хорошая проходимость по грязи и мягким грунтам. Система охлаждения двигателя негерметична в местах соединения труб, что затрудняет использование антифриза в качестве охлаждающей жидкости. Двигатели склонны к расходу масла после 1000-1500 часов работы.
Анатолий, Кузбасс
Экскаватор ДЭТ-400 в эксплуатации 3 года. Вес автомобиля увеличился, а тормоза остались без изменений. Тормозные ленты имеют небольшой ресурс. Система управления электрической частью трансмиссии ненадежна. Преимуществами машины являются тяговое усилие и более высокая скорость движения.
Заключение
Сегодня знакомимся с характеристиками трактора ДЭТ-250. На фото эта машина действительно похожа на танк, но по желтому цвету и большому стеклу видно, что она относится к сельхозтехнике. За время эксплуатации устройство успело зарекомендовать себя как надежный и очень мощный помощник. Сегодня его цена колеблется в пределах 40-50 тысяч долларов. Это зависит от модификации трактора и типа устанавливаемого на него дополнительного оборудования.