- История появления автобусов серии ПАЗ-3205
- Автобус в 21-м веке
- Особенности автобусов
- Модификации ПАЗ-3205
- Экспортные вариации автобуса
- Особенности/преимущества
- Модель на новой основе
- ПАЗ-32053, ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234
- ПАЗ-32053 с бензиновым двигателем ЗМЗ-5234.10
- ПАЗ-32053-07 с минским дизельным двигателем
- Внутреннее устройство ПАЗ
- Как выглядит, устройство техники, салон
- Технические характеристики ПАЗ-3205
- Вес
- Грузоподъемность
- Двигатель
- Трансмиссия
- Колеса и шины.
- Подвеска.
- Тормоза.
- Шины и диски
- Электронные системы
- Климат
- Таблица характеристик
- Дизель, бензин и прочие виды топлива
- Инжекторный
- Емкость бака
- Какой расход топлива на 100 км., нормы ГСМ
- Эксплуатация
- Ремонтные работы
- Конкуренты
История появления автобусов серии ПАЗ-3205
Автобус разрабатывался в двух вариантах: городской автобус с двумя двустворчатыми складными дверями и туристический вариант того же автомобиля, отличавшийся от базовой версии наличием удобных сидений в салоне и дверью, которая открывалась вручную. Дизайн кузова и дизайн модели-прототипа отдаленно напоминали ПАЗ-3205, производство которого было запущено гораздо позже.
В 1967 году туристический вариант автобуса, получивший индекс ПАЗ-665Т, был продемонстрирован в Париже, на Международном автосалоне, где получил Большую серебряную медаль Верховного комиссара по туризму Франции и медаль автосалона.
ПАЗ 665Т Опытный (ЭЦ-96)
Параллельно завод готовился к выпуску еще одной модели автобуса — ПАЗ-672, разработанной несколько лет назад. Министерство автомобильной промышленности СССР приняло решение о выпуске именно этой модели, поэтому лауреат международной премии ПАЗ-665 в серию не пошел, оставшись опытным образцом.
Позже завод создал еще несколько опытных моделей с идентичной конструкции ПАЗ-3205. Так, в 70-е годы были разработаны различные модификации на базе ПАЗ-3202. Запуск его в серийное производство планировался на 1979 год, но производственные проблемы, возникшие на ЗиЛе, являющемся основным поставщиком комплектующих для павловского автобуса, не позволили осуществить имеющиеся планы.
Для выхода из этой ситуации было принято решение сменить базового поставщика и перейти на узлы и агрегаты, поставляемые Горьковским автозаводом. В результате была разработана новая модель, получившая индекс ПАЗ-3205, первые прототипы которой появились в 1981 году. В конструкции новой модели было обнаружено множество недостатков, на устранение которых ушло еще несколько лет. Лишь в 1986 году было запущено мелкосерийное производство ПАЗ-3205, и, наконец, в 1989 году автобус поступил в производство, заменив устаревшую модель 672.
предсерийный ПАЗ-3205
Новый автобус существенно отличался от своего предшественника. ПАЗ-3205 получил просторный, удобный и светлый салон с большой площадью остекления. Однако по своим техническим характеристикам модель несколько уступала ранее разработанной версии 3203, так как детали и узлы, поставляемые ГАЗом, уступали ЗиЛовским аналогам.
Автобус был оснащен двигателем ЗМЗ-5112 мощностью 125 лошадиных сил и он мало чем отличался от двигателя, которым оснащалась модель 672. Коробка передач, тормозная система и мосты поставлялись ГАЗом, рулевой механизм производился на Минском автомобильном заводе.
С начала серийного выпуска до 1991 года автобус поставлялся во все республики СССР, темпы производства постоянно увеличивались. Однако распад СССР и последовавший за ним длительный кризис привели к резкому падению производства на ПАЗе. Однако даже в условиях кризиса заводчанам удалось поставить на конвейер городскую модификацию ПАЗ-32051, а в 1995 году модернизированный ПАЗ-3205-07 с дизельным двигателем ММЗ Д 245.7 производства белорусских машиностроителей.
ПАЗ-3205 спецзаказ 10 шт к 27 съезду ЦК КПСС
Со второй половины 1990-х рост производства на заводе возобновился, чему, как это ни парадоксально, способствовал кризис, переживаемый страной. Дело в том, что многие автомобильные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, из-за дороговизны не имели возможности покупать большие и вместительные автобусы, и заменяли их гораздо более доступными ПАЗами. Правда, в этот же период участились случаи серьезных аварий с участием этих автобусов, что было связано с многочисленными нарушениями правил эксплуатации и низкой надежностью гидравлической тормозной системы.
ПАЗ 3205 1989 г.в., комплектация ЛЮКС
В начале 2000-х Павловский автозавод в основном преодолел все трудности переходного периода и стал выпускать более качественные и надежные модификации автобусов. В модельном ряду появились однодверный ПАЗ-32053 и двухдверный ПАЗ-32054, оснащенные мостами производства Рязанского автоагрегатного завода и новыми пневматическими тормозами. В 2002 году эти модели были доработаны и оснащены антиблокировочной системой тормозов с АБС. Постепенно новые павловские автобусы пришли на смену устаревшим моделям ПАЗ-3205 и ПАЗ-32051.
Автобус ПАЗ-32051
В том же 2002 году во внешнем виде автобусов появились некоторые изменения. Поэтому заднюю аварийную дверь, ранее располагавшуюся на уровне земли, вывели на уровень дорожного просвета, а площадь остекления аварийной двери несколько уменьшили. Также в салоне есть поручни, покрытые полиуретановым покрытием.
Спустя несколько лет, в 2007 году, павловские автобусы прошли очень серьезную модернизацию. Наиболее проблемные агрегаты, вызывавшие нарекания эксплуатантов, были заменены импортными аналогами. Поэтому компрессор украинского производства был заменен на аналогичный агрегат немецкой фирмы. Такая же участь постигла и систему АБС «Экран» белорусского производства.
Помимо замены агрегатов велись работы по улучшению качества сборки. Так, стыки элементов кузова стали проклеивать скотчем, защищающим металл от коррозии, передняя часть автобусов получила новое пластиковое покрытие.
Не обошлось и без изменений салона автобуса. Пол покрыли фанерой, пропитанной специальным составом, обшивку ДСП заменили на пластик, двери сделали из оцинкованной стали.
Рабочее место водителя теперь было отделено от салона неполной перегородкой, напольный переключатель фар перенесли на рулевую колонку, появились зеркала с электроподогревом. Покупатели могли заказать различные варианты окраски салона и экстерьера автомобилей по разным схемам отделки.
Однако, несмотря на регулярные доработки и модернизации, надо признать, что автобус ПАЗ-3205 давно безнадежно устарел. Старая коробка передач ГАЗ-53, силовые агрегаты ЗМЗ и ММЗ, не отвечающие современным экологическим требованиям, устаревшая конструкция – все это требовало настойчивой и срочной замены.
Автобус в 21-м веке
С 2000 года завод начинает выпускать надежные модификации однодверного ПАЗ-32053 и двухдверного ПАЗ-32054. С 2002 года все автобусы оснащены системой ABS.
С 2007 года идет комплексная модернизация модели 3205. Сначала белорусские и украинские комплектующие заменены на немецкие.
Стыки кузова стали проклеивать специальной антикоррозийной лентой, а передняя часть автобуса получила пластиковое покрытие серого цвета.
Важно! Также была полностью изменена система отопления автобуса, что позволило использовать машину в сильные морозы.
Изменился и салон автомобиля. Пол уложили хорошо пропитанной фанерой, стены обшили пластиком. Автобус получил и другие доработки, в основном касающиеся мелких деталей конструкции.
Однако все эти нововведения не могли не сказаться на том, что модели 3205 стали морально и технически неактуальны. Коробка передач ГАЗ-53, которая не выпускалась с 1992 года, неэкономичный двигатель, устаревшая конструкция – все это давно нуждалось в замене.
В последнее время Павловский автобусный завод занимается разработкой новых усовершенствованных автобусов взамен старых моделей.
Но нынешние автоперевозчики и муниципальные власти предпочитают покупать ПАЗ-3205, технические характеристики которого не соответствуют современным требованиям, поскольку он значительно дешевле автомобилей аналогичного класса.
Особенности автобусов
Автобусы ПАЗ относятся к малому и среднему классу. Они представлены разными моделями, в том числе ПАЗ 32053-07 (мест — 23, общее количество мест — 42), а также улучшенный ПАЗ 320412-04 (мест — 29, общее количество мест — 50). В каталоге 106 автобусов. Оснащается бензиновыми ЗМЗ, дизельными двигателями Cummins, двигателями внутреннего сгорания ЯМЗ и ММЗ. Это позволяет выбрать нужный класс автомобиля для конкретной производственной задачи.
В большинстве моделей реализована механическая коробка передач. В серии «Вектор Next» есть несколько моделей с АКПП (АКПП) и двигателем ЯМЗ. Модель ПАЗ 320436-04 оборудована пандусом для инвалидных колясок. Есть поручни, стулья из прочного пластика.
Модификации ПАЗ-3205
В 2009 году, после снятия с производства исходной модели, продолжилась разработка ее усовершенствованных модификаций. Комплексная модернизация ПАЗ-3205 заключалась в замене украинской и белорусской продукции на немецкие узлы и агрегаты, в появлении пластиковой накладки серого цвета и антикоррозионной ленты на стыках кузова, в разработке новых конструкций пассажирских сидений и грузовых купе. Новая комплектация системы отопления позволяла использовать автомобили даже в сильные морозы. С 2002 года вся техника оснащается системой АБС.
ПАЗ-32053. Модификация двери, имеет пневматические тормоза и карбюраторный мотор.
ПАЗ-32054. Двухдверный автобус. Двери открываются с места водителя. Двигатель бензиновый.
ПАЗ-32053-20. Полезная модель с грузовым отсеком. В нем 11 мест. Объем багажника может быть изменен по индивидуальному заказу в пределах 5-15 м3.
ПАЗ-32053-70. Самая популярная модель, используемая в качестве школьного транспорта. Отличается высокой пассивной безопасностью. Имеет сертификат РФ на перевозку детей.
ПАЗ-32053-80. Техника малого класса, используемая для оказания ритуальных услуг. Двигатель бензиновый. Одна дверь представляет собой двустворчатую дверь с электроприводом, а другая представляет собой аварийный выход с ручным управлением.
ПАЗ-320530-04. Пассажирские автомобили малого класса, предназначенные для пригородных маршрутов. Дизельный двигатель. Предпусковой подогреватель обеспечивает комфортную эксплуатацию автобуса при низких температурах.
ПАЗ-320540-04. Разработаны городская и загородная модификации. Возможны варианты повышения комфорта салона за счет установки воздушного отопления, аудио- и видеосистем, обогрева наружных зеркал, тонировки стекол. В зале и на подиуме есть разные типы сидений.
ПАЗ-320570-04. Одобренное оборудование для перевозки детей. Сиденья — раздельные, мягкие, расположены на подиуме. Есть дополнительные поручни на входе и в гостиной. Предусмотрены дополнительные отопительные приборы.
Экспортные вариации автобуса
- ПАЗ-3205-50 — вариация типа «Люкс», разработанная в конце прошлого века. Отличается от обычных автобусов нерегулируемыми мягкими сиденьями в салоне, багажными полками вдоль окон и багажным отделением сзади объемом 2 куб.
- ПАЗ-3205-70 — модель автобуса для северных регионов. Выпускается с 1995 года. Сейчас на его базе производится школьный автобус. В комплектации автобуса: выдвижная нижняя ступенька, полумягкие сиденья с прямой спинкой, ремни безопасности на каждом сиденье, водительский ключ возле каждого сиденья. По периметру автобуса наклеены светоотражающие полосы, а на крыше установлен мегафон.
- ПАЗ-3205-507 — «Тропические» автобусы для экспорта в жаркие страны. Модель выделяется множеством широких дефлекторов, занимающих более половины площади окна, дефлекторами на крыше и измененным дизайном кузова. Такие модели популярны во Вьетнаме, Казахстане, Узбекистане и других странах.
- ПАЗ-3975 — мобильная лаборатория, которая тестирует спортсменов.
- ПАЗ-4234 — автобус удлиненной формы.
Устройство ПАЗ-3205 послужило базой для других модификаций автобуса, не получивших широкого распространения у заказчиков. Всего было выпущено 18 модификаций базового типа автомобиля.
Особенности/преимущества
Недостаток комфорта этих автобусов компенсируется рядом преимуществ, благодаря которым творение Павловского автобусного завода уже несколько десятков лет широко используется на дорогах России:
- Широкий модельный ряд позволяет подобрать модификацию, максимально соответствующую планируемому назначению, грузу, маршруту, погодным характеристикам.
- Возможность заказа индивидуальной комплектации автомобиля, предназначенного для экстренной помощи, лабораторных услуг и обслуживания различных групп населения.
- Простота и легкость конструкции, возможность использования в сложных дорожных условиях.
- Возможность проведения ремонта водителем. В то время как современные импортные автобусы, оснащенные электронными блоками и другими технически совершенными устройствами, ремонтируются только в условиях специализированных сервисов.
- Высокая надежность, благодаря которой данная машина эффективно работает в городах, поселках, на сельских дорогах, для обслуживания промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Модель на новой основе
Для выхода из этой ситуации было решено использовать агрегаты грузовика ГАЗ; так появилась модификация, известная как ПАЗ-3205. Первоначальные прототипы этой модели появились в 1981 году, но требовали доработки. И только в 1986 году Павловский автомобильный завод начал выпускать модель 3205 в небольших объемах.
Массовое производство ПАЗ-3205 начинается в 1989 году и продолжалось до 1991 года. Этот автобус должен был заменить устаревшую модель 672, но распад Советского Союза с очередным кризисом резко остановили производство автобусов на Павловском автозаводе. Но так или иначе, каким бы тяжелым ни было финансовое положение завода, в 1991 году была запущена коммунальная модификация ПАЗ-32051, а в 1995 году — ПАЗ-320507.
ПАЗ-32053, ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234
Мы давно хотели протестировать более «народный» автобус ПАЗ-3205. С советских времен основными потребителями ПАЗ-3205 были жители сел, которые использовали эти автобусы для поездок из отдаленных деревень в районные центры.
Различные модификации ПАЗ-3205 широко используются для перевозки строителей, заводчан, вахтовиков при разработке месторождений нефти и газа. В небольших городках «пазики», как их ласково называют в народе, работают на рейсовых автобусах. Даже за полярным кругом они нашли применение.
А в последнее время доминировала еще одна «профессия»: маршрутное такси в больших городах. Поэтому ПАЗ-3205 — популярный и по-настоящему «народный» автобус. Какие бывают автобусы с Павловского завода?
Многих наших читателей наверняка удивил поставленный вопрос: «слоты» давно сходят с конвейера, уже много лет эксплуатируются многочисленными заказчиками. А зачем пробовать автобусы, которые уже всем известны? Можно было бы согласиться, но…
Около шести лет назад у нас была возможность близко познакомиться с двумя «бороздами»: дизельной и бензиновой. Машины были новенькие, пахли краской и практически не работали. Проблем с ними было, честно говоря, много, голова кружилась.
Например, во время маневров на поворотах динамометрической дорожки полигона в проем вышло боковое стекло одного из автобусов (проем оказался больше самого стекла). В одном из автобусов в коробке передач отказали шестерни, и мы не смогли включить одну из передач. Наружные зеркала были ослаблены и вибрировали, чтобы упасть.
Словом, шесть лет назад недостатков было хоть отбавляй. Вот я и хотел посмотреть, улучшились за это время «народные» автобусы или нет?
Примечание! Итак, на редакционные испытания поступили три павловских автобуса: ПАЗ-32053 с бензиновым двигателем ЗМЗ-5234.10, пробег 27 000 км; ПАЗ-32053-07 с дизелем ММЗ-245.7, пробег 28 000 км и ПАЗ-4234 с удлиненным шасси, повышенной грузоподъемности, более мощный дизель ММЗ-245.9Е2, пробег 15 400 км.
Производство более качественных кузовов сразу привлекло внимание. Если шесть лет назад поврежденные ржавчиной сырые сварные швы можно было увидеть даже внутри салона, то сегодня все швы на кузовах павловских автобусов хорошо проварены, загрунтованы и окрашены.
Вентиляционные люки плотно закрыты, и во время дождя внутрь не пускают воду, в отличие от автобусов шестилетней давности. Стекло на поворотах больше не выпадает из отверстий. В целом качество сборки и окраски кузова улучшились на порядки.
Кроме того, кузова теперь проходят специальную антикоррозийную обработку, включающую заполнение полых полостей компаундом «Динитрол», и дают шестилетнюю заводскую гарантию от сквозной коррозии. Ну прогресс налицо…
ПАЗ-32053 с бензиновым двигателем ЗМЗ-5234.10 и ПАЗ-32053-07 с дизельным агрегатом ММЗ-245.7 имеют стандартное шасси и кузов с двустворчатой пассажирской входной дверью с пневмоприводом. Задняя дверь обоих автобусов считается запасным выходом.
Компоновка салона и размещение пассажиров одинаковы для автомобилей, но различаются пассажировместимостью и количеством посадочных мест. Количество посадочных мест на ПАЗ-32053 рассчитано на 25 человек, а на ПАЗ-32053-07 на 22.
Следовательно, автобусы «набиты» по-разному: в ПАЗ-32053 — 41 человек, а в ПАЗ-32053-07 — 37.
Если модели автобусов ПАЗ-32053 и ПАЗ-32053-07 относятся к малому классу, то ПАЗ-4234 относится к автобусам среднего класса. Это удлиненная версия автобуса малого класса ПАЗ-32054, то есть модификация с двумя входными дверями.
Важно! Естественно, изменилась конструкция кузова (он стал длиннее), количество и расположение пассажирских мест.
Появились две зоны хранения, что позволило увеличить пассажировместимость до 50 человек, 30 из которых будут сидячими.
Кузова всех автобусов однообъемные, вагонной компоновки, без разделения водителя и пассажиров. Кстати, многим водителям такое сочетание не нравится. Но МИР есть МИР и его сложно представить с перегородкой в салоне.
Сиденья водителя в автобусах в целом неплохие: регулируются по горизонтали и по углу наклона спинки. Имеют амортизацию: после дальней дороги спина водителя не болит.
А вот пассажирские места особого восторга не вызывают, но и плохими их назвать нельзя. Одним словом, посредственно.
Впрочем, расстояние между ними вполне приемлемое: колени пассажиров не упираются в спинки передних кресел.
Руль удобный по диаметру и толщине обода, а вот рулевая колонка, к сожалению, не регулируется. Педальный блок почти не модернизировался, а переключатель ближнего и дальнего света по-прежнему ножной. Он расположен так же, как и на моделях автобусов 20,30-летней давности – между боковой панелью приборов и педальным узлом.
Даже если на новых павловских автобусах выключатель света находится под рулем, ножную кнопку снимать не надо. Кроме того, оба переключателя должны быть рабочими. Ведь не всегда удобно включать свет на руле, а левая нога водителя почти всегда свободна, достаточно нажать кнопку на педали.
А для потомков история конструкции сохранится.
Многие канавки нравятся из-за внутреннего расположения силового агрегата. Не секрет, что отечественные автомобили имеют склонность к поломкам. А теперь представим, что двигатель нуждается в небольшом ремонте, а на улице мороз и метель.
Для автобусов с капотом или автобусов с задним расположением двигателя водитель должен собираться и выходить, периодически возвращаясь к машине для прогрева и устранения неисправности. А на ПАЗах этого делать не надо — открывай капот внутри кабины и делай ремонт своими руками. И снег, и дождь не помеха.
Известны случаи, когда «пазовые» водители зимой ремонтировали двигатели, прогревая салон паяльной лампой. Это совершенно неприемлемо с точки зрения безопасности, но жарко и сухо…
ПАЗ-32053 с бензиновым двигателем ЗМЗ-5234.10
Пожалуй, некорректно сравнивать сегодняшний автомобиль с его шестилетним «собратом» по силовому агрегату. На тот момент мы имели дело с совершенно новым автомобилем, такой же образец был давно, и водители ПАЗ избавились от всех «детских болезней» в процессе эксплуатации.
Двигатель работает бесшумно на холостых. Шум создается исключительно пневмокомпрессором, а приглушенный звук работающего компрессора похож на визг тетерева. Но при увеличении оборотов двигателя появляется характерный звук, чем-то напоминающий работу двигателя старого грузовика ГАЗ-53. Естественно, пневмокомпрессора уже не слышно.
Стартовая динамика бензинового ПАЗ неплохая – мощность двигателя по-прежнему составляет 130 л.с. С. Передачи коробки включались без проблем, кроме двух: пятой и задней. Пятая передача почему-то включалась все время с «неисправностью», то есть с легким скрежетом, задняя передача тоже давалась с трудом, но по другой причине — не хватило места.
Подсказка! Да и ходовые качества у ПАЗ-32053 хорошие. Удивительно, но педаль акселератора работала безотказно: как в импортных автомобилях, без задержек и без проблем. Поэтому поддерживать постоянную скорость при измерении расхода топлива не составило труда.
До 2003 года автобусы ПАЗ оснащались тормозной системой, состоящей из двух контуров: гидравлического и пневматического, как на грузовиках Горьковского автозавода. С 2003 года павловчане модернизировали тормозную систему и она стала полностью пневматической, что позволило установить ABS Knorr-Bremse.
А вот расположение педали тормоза осталось неудобным: она установлена на разных уровнях с педалью акселератора».
Педаль гидравлического сцепления слишком высоко. В городских пробках, когда водитель постоянно держит ногу на педали сцепления, дискомфорт переходит в боль в стопе.
Кстати, нашу версию подтверждают и водители маршрутных такси ПАЗ, которые работают в городах.
На загородных трассах у водителей ПАЗ такой проблемы нет: им не приходится долго держать ногу на педали сцепления.
В плане маневренности павловские автобусы всегда отличались хорошей управляемостью и маневренностью. Достаточно сказать, что при общем радиусе поворота 8,5 м автобус поворачивает на дороге шириной 6 м в два приема. Нельзя не отметить хорошую работу гидроусилителя руля: при таком повороте вместо него приходилось крутить руль. В газовой «канавке» ГУР работал тихо и легко.
К ходовой части при тестировании также претензий не было. На автобусы ПАЗ-32053 и ПАЗ-32053-07 устанавливаются мосты Рязанского автоагрегатного завода (РЗАА) или Канашского автоагрегатного завода (КААЗ).
Примечание! В нашем случае на оба ПАЗ были установлены мосты рязанского производства. Видимо, поэтому коробки передач не издавали характерного воющего звука, присущего горьковским грузовым мостам.
Рязанский завод также производит задние мосты для Московского автомобильного завода ЗИЛ.
ПАЗ-32053-07 с минским дизельным двигателем
Все, что было сказано о конструкции и компоновке автобуса с бензиновым двигателем, полностью справедливо и для автомобиля с дизельным двигателем. Основное отличие — двигатель ММЗ Д-245.7 минского производства.
Это трудно не заметить, стоя рядом с автобусом с работающим двигателем. Вы можете сразу сказать: «Его! Трактор «Беларус».
Специалисты ПАЗ долго работали над снижением шума не только от двигателя, но и от всего автобуса в целом, и в результате удалось довести их уровень до необходимых сертификационных норм, но ощущение трактора осталось прежним мотор.
В салоне двигатель не очень шумный, особенно по сравнению с дизелем ПАЗ шестилетней давности. В том автобусе нужно было говорить сильным голосом.
Нельзя сказать, что дизельный автомобиль существенно отличается от бензинового по динамическим характеристикам. Но расход топлива у него значительно ниже, что очень хорошо сказывается на экономичности автобуса.
Технические характеристики автобусов ПАЗ-32053, ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234
Самое интересное, что ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234, соответствующие среднему классу и имеющие более мощный дизель ММЗ-245.9Е2, имеют очень близкие показатели расхода топлива. Отметим, что мотор позиционируется под экологические нормы Евро-2.
Удлиненный автобус также имеет зиловский мост, но усиленный ЗБЛ-433100 (РЗАА) и зиловскую 5-ступенчатую механическую коробку передач смоленского завода, как и в предыдущих моделях.
Важно! Естественно, динамика «длинного» ПАЗа немного хуже, чем у его «коротких» собратьев, зато пассажировместимость составляет 50 человек, то есть на 10…11 человек больше, чем у ПАЗ малого класса. В автомобиле рационально расположены пассажирские сиденья, а места для хранения расположены перед двумя дверями с пневматическим приводом.
Конечно, в этой «борозде» не получится развернуться в два приема на гусенице шириной 6 м, так как ее длина 8,2 м, а внешний радиус поворота 8,7 м, то есть на трассе много не маневрируешь город. Его стихия – пригородные маршруты, особенно сельские.
В заключение хотелось бы отметить, что специалисты Павловского автобусного завода за шесть лет сделали большой шаг вперед. Новые автобусы ПАЗ-4230 «Аврора» различных модификаций с задним расположением силового агрегата уже едут по стране.
В центре Москвы пассажиров обслуживают низкопольные ПАЗ-3237; Новые переднемоторные автобусы малого класса ПАЗ-3203 и ПАЗ-3204 выпускаются небольшими партиями и проходят сертификационные испытания. В целом ПАЗ не стоит на месте, а планомерно интегрируется в современный автобусный рынок России со своим новым модельным рядом.
Однако старая модель ПАЗ и ее модификации до сих пор пользуются спросом на рынке. Автобусы из «городка» продолжают закупать для работы в самых разных дорожных и погодных условиях. Прогноз на будущее таков: машина будет пользоваться спросом еще долго, тем более, что работы по доводке никогда не прекращались.
Несмотря на морально устаревшую конструкцию, россиянам нравится ПАЗ-3205. И мы не можем продать его в Германию, Испанию, Швецию или Финляндию. Там и без «канавок» хватает своих «фольклорных» автобусов.
Результаты испытаний автобусов ПАЗ-32053, ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234
Проводя редакционные тесты на тестовых дорогах ФГУП НИЦИАМТ, как-то забываешь, что это место с наибольшей концентрацией новых образцов мирового автомобилестроения.
Улицы Москвы и дороги, ведущие в Европу, в последнее время превратились в постоянный автосалон и не могут отражать общую ситуацию на дорогах всей страны.
А самодельная правда в том, что на бескрайних российских просторах, очевидно, еще долго будет доминировать в шоу продукция старого автомобилестроения и его автобусная составляющая, в частности. В советское время крейсера КАВЗ и ПАЗ, особенно полноприводные, были основным средством пассажирских перевозок, особенно в сельской местности.
Подсказка! С тех пор ПАЗ практически фотографически сохранил внешний вид своей продукции и лидирующие позиции в производстве автобусов. Если бы среди автобусных заводов, оказавшихся в пучине перестроечных процессов, существовала награда «За волю к победе», то она была бы зарегистрирована в Павлове с полными правами.
Что касается салона и рабочего места водителя, то они «собрали» как минимум три поколения пассажиров и водителей.
Заслуженным пенсионерам не нужно указывать внукам, на каких автобусах ездить, а молодой, неопытный водитель вполне может взять мастер-класс у своего отца или деда, водивших машины Павлова десятки лет назад. Но высокий спрос на ЗПА в стране объясняется не только преемственностью.
В техническом и маркетинговом аспектах произошли кардинальные изменения, определяемые стратегией компании «Русские автобусы», в которую, помимо Павловского, входят Ликинский, Курганский и Голицинский автобусные заводы.
Сегодня наряду с традиционным бензиновым автобусом предлагается и дизельная версия, оснащенная двигателями ММЗ-245 в различных модификациях, что невероятно сказывается на его топливной экономичности.
По предварительной оценке значений расхода топлива, полученных в результате измерений, можно предположить, что эксплуатационный расход топлива может быть снижен до 10 литров, или в рекламном виде «25 бесплатных километров» по сравнению с бензиновый автомобиль
Установка дизельного двигателя позволяет легко устранять неисправности экологических требований. Развитие автобусов среднего класса (ПАЗ-4234, удлиненная версия ПАЗ-3205) также представляется вполне оправданным, позволяющим увеличить пассажировместимость с 37 до 50 человек при минимальных затратах на изменение производства.
Основным направлением стратегии компании «Русские автобусы», направленной на снижение себестоимости продукции, стал отказ от использования в производстве энергоемких штамповок и переход на трубчатый каркас кузова с преимущественным использованием наружных панелей из пластика, аналогичная технология была опробована на новом серийном автобусе ПАЗ-4230 семейства «Аврора», который уже широко представлен на рынке. Но есть существенный момент: цена «Авроры» превышает стоимость даже самой дорогой дизельной версии почти старого ПАЗ-3205 примерно в два раза. А это значит, что у нашего ветерана еще есть надежда на долгие-многие годы трудовой жизни. Да и на общем уровне этой машины мы, к счастью или к сожалению, не чужие…
Внутреннее устройство ПАЗ
Внутреннее устройство автобусов не слишком изящно, но практично: презентабельный внешний вид сохраняется на высоком уровне долгое время. Сиденья обтянуты плотной тканью, которая отличается особой устойчивостью к истиранию и износу. Предыдущие модели делали с двухместными сиденьями без разделителя, теперь же устанавливают индивидуальные кресла для каждого пассажира.
Водительское место становится намного удобнее. Сиденье имеет пружинное основание, которое поглощает удары и подавляет вибрации. Сиденье подвижное: его можно регулировать, пододвигая ближе и наоборот, отодвигая назад. Желаемый угол наклона спинки также можно отрегулировать. На доске нет лишних деталей, которые отвлекали бы внимание. Практически все модели оснащены стеклом с антибликовым покрытием, защищающим от солнца.
Вентиляция осуществляется через форточки и люки. Школьный автобус оборудован ремнями безопасности, принудительное ограничение скорости для моделей составляет 60 км/ч.
Обслуживание автобусов ПАЗ недорогое, все детали и механизмы доступны в любой точке страны. Также с шинами в помощь новичкам есть подробные инструкции, которые помогут быстро найти неисправность и быстро ее устранить. При надлежащем обслуживании ваш двигатель прослужит много месяцев, прежде чем ему потребуется капитальный ремонт. Главное контролировать уровень рабочих жидкостей – он не должен опускаться ниже минимальной отметки. Уважение к технике – гарантия долгой службы без дополнительных вложений.
Как выглядит, устройство техники, салон
Павловский автобусный завод специализируется на выпуске малой и средней пассажирской техники. Модели обладают современным дизайном, хорошими техническими характеристиками, простотой эксплуатации, простотой приобретения запчастей и комплектующих.
Устройство команды ПАЗ включает в себя три основных элемента: двигатель, кузов, шасси и ничем не отличается от конструкций автомобилей других марок.
Салон ПАЗикс характеризуется практичностью, дизайном, типом сидений, оснащением ремнями безопасности и другими дополнительными элементами, которые зависят от назначения автобуса. Компоновка пассажирских сидений у моделей существенно отличается. Независимо от расположения и количества сидений пассажиры наслаждаются безопасностью и комфортом.
Водительское место также различается от модели к модели, но можно отметить общие параметры: понятная приборная панель, удобное регулируемое сиденье, достаточно места для удобного расположения.
Технические характеристики ПАЗ-3205
Длина автобуса составляет 7 м, ширина — 2,5 м, высота — 2,9 м, масса — 4,83 т.д.ругие технические параметры:
- максимальная скорость в состоянии легкой загрузки — 90 км/ч, в состоянии полной загрузки — 60 км/ч;
- расход топлива на 100 км – 32 литра;
- вместимость салона — 41-42 чел.;
- количество мест — 23-25;
- место службы — 1;
- тормозная система — двухконтурная пневматическая;
- Коробка передач – 4 или 5 скоростей.
Вес
Пустой и технически допустимый вес, кг. 4720 и 8060.
Грузоподъемность
Этот параметр присущ подъемным транспортным моделям, которые предназначены не только для перевозки пассажиров, но и для перевозки различных видов грузов. Для этого предусмотрен специальный грузовой отсек. В ассортименте производителя есть модель ПАЗ-32053-20. Грузоподъемность автобуса с бензиновым двигателем – 1850 кг (+11 чел), с дизелем – 1780 кг (+10 чел).
ПАЗ-32053-20 грузопассажирский автобус. Фото Скат-Авто
Двигатель
Мод. ЗМЗ-672-11, бензин, В-мод. (900), 8 цил, 92, х80 мм, 4,25 л, степень сжатия 7,6, режим работы 1-5-4-2-6-3-7-8; мощность 88,3 кВт (120 л.с.) при 3200-3400 об/мин; крутящий момент 284,5 Нм (29 кгс-м) при 2000-2500 об/мин; карбюратор К-135; Инерционный масляный воздушный фильтр.
Трансмиссия
Сцепление однодисковое, привод останова гидравлический. Коробка передач 4-ступенчатая, числа передач: I-6,65; II 3,09; III 1,71; ИВ-1,00; ЗХ-7,77; синхронизаторы — на передачах III и IV. Раздаточная коробка (для ПАЗ-3206) 2 скорости будет передавать числа: 1-1,963; 11-1.00. Привод карданный: для ПАЗ-3205 состоит из двух осей с промежуточной опорой; ПАЗ-3206 имеет три карданные передачи: от двигателя к раздаточной коробке и от раздаточной коробки к мостам. Главная передача — одинарная гипоидная передача № 6,83.
Колеса и шины.
Колеса: дисковые, ободья 6.0В-20 с боковыми кольцами, крепление на 6 шпильках. Шины 8,25R20 (240R508), на ПАЗ-3205 — модели К-84 или КИ-63, НС — 10, рисунок протектора — универсальный, давление, кгс/кв.см: модификация. К-84 — перед 6,0, зад 5,0; Мод. КИ-63 — перед 6,1, зад 5,0. На ПАЗ-3206 — шины мод. К-55А; НС — 10, рисунок протектора — универсальный, давление, кв кгс/см: перед 6,0, зад 4,3. Количество колес 6+1.
Подвеска.
Зависимая, передняя — на полуэллиптических рессорах, два амортизатора, задняя — такая же, с регулировочными пружинами, нижняя часть амортизатора. На ПАЗ-3206 передняя и задняя подвески оснащены стабилизатором поперечной устойчивости.
Тормоза.
Рабочая тормозная система двухконтурная, с: пневмогидравлическим приводом, барабанными механизмами (диаметр 380 мм, ширина вкладыша 100 мм), кулачковым растормаживанием. Стояночный тормоз — трансмиссионный — барабанный, привод — механический. Сменный тормоз — это один из контуров рабочей тормозной системы. Давление в пневмоприводе тормозов 5,2-5,5 кгс/см. Имеется предохранитель от замерзания конденсата.
Шины и диски
Размер обода | 245/70 Р19,5 |
- Фото
- Модификации
- Одноклассники
- Отзывы (2
- Обои на стену
Электронные системы
Электронные системы управления | АБС |
Климат
Климат-контроль | Нет |
Таблица характеристик
Технические характеристики ПАЗ 32053 представлены в таблице:
Вид транспорта | Пассажирский автобус ПАЗ 32053 |
Класс автобуса | Маленький |
Количество мест | Общий — 41 чел. / десантный — 25 чел |
Места для сидения | Пассажирский — полумягкий, с низкой спинкой, в детских транспортных автобусах обязательны ремни безопасности.
Со стороны водителя — подвесной, регулируемый, с ремнями безопасности. |
Размеры (править | 6925*2480*2960мм |
Высота кабины | 1965мм |
Двери | Одна двустворчатая (шириной 726 мм) с пневматическим механизмом и кнопкой аварийного открывания, вторая — аварийный выход с ручным механизмом |
Вентиляция | Вентиляция не принудительная, естественная — через форточки и люки |
Колесная формула | 4 * 2 |
Расстояние между осями | 3600мм |
Мотор | Марка ЗМЗ-5234.10 |
Тип двигателя | Бензин |
Энергия | 96 кВт (130 л.с.) |
Экологический стандарт | 4 евро |
Количество и расположение цилиндров | 8, V-образный |
Объем работы | 4,67 литра |
Топливный бак | 105 литров |
Расход топлива л/100 км | 20,5 литров |
Электрическое оборудование | 12 дюймов |
Приостановка | Весенние листья |
Скорость путешествия | 90 км/ч |
Батареи | 132 А/ч |
Государственный аппарат | Оснащен гидравлическим приводом |
Рабочая тормозная система | Двойной пневматический контур, барабанные тормоза, ABS. |
Резина (размер, марка) | 240 р 508 |
Включение | Голова — комбинированные фары, расположение задних фонарей — горизонтальное, задний противотуманный фонарь |
Система обогрева | Воздух, подаваемый системой охлаждения двигателя |
Окно | Стандартный вариант — со стаканом на резиновом штампе. |
Утепленная версия автобуса для северных регионов | Стеклопакеты или стеклопакеты, утепление боковых стен, потолков, люков, пола |
Краска для тела | Базовый — белый. На заказ — любой цвет из каталога. |
Команда | Запасное колесо, домкрат, набор инструментов |
Гарантийный срок | 1 год (или пробег 25 000 км) |
Дизель, бензин и прочие виды топлива
На ПАЗы устанавливаются различные типы бензиновых и дизельных двигателей отечественного и зарубежного производства. Автобусы прошли испытания на дорогах России и заслужили гарантию качества и невысокой стоимости, однако для расчета общей стоимости обслуживания автомобиля ПАЗ нужно также учитывать цены и расход топлива.
Также в ассортименте производителя есть модели, работающие на газу. Например, представитель самого популярного в России отечественного автобуса среднего класса ПАЗ-4234 имеет дизельный двигатель. ПАЗ-32053 — базовая модификация с бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.
Инжекторный
В настоящее время автобусы обычно оснащаются инжекторным двигателем ЗИЗ-5245 с возможностью работы на бензине, газе и дизеле. Новые современные автобусы выпускаются только с одним инжектором, ведь этот вариант намного лучше карбюратора по многим параметрам. Работа инжекторного двигателя стабильна, он потребляет значительно меньше топлива, в выхлопе меньше вредных для окружающей среды веществ, так как топливо сгорает полностью. Нет необходимости в ручной настройке во время работы. В инжекторном двигателе изменились системы подачи топлива и питания. Двигатель имеет специальные форсунки, которые дозированно впрыскивают топливо под давлением, после чего часть топлива смешивается с воздухом.
Системы впрыска топлива подразделяются на:
- Одноточечный впрыск, то есть моновпрыск;
- Распределенный впрыск;
- Прямой впрыск (прямой.
Каждая из систем делится по типу впрыска, но все имеют основные преимущества: экономичность, быстрый и легкий запуск двигателя и стабильная работа двигателя в любых погодных условиях, низкий расход топлива. Двигатель с инжектором лучше отзывается на педаль акселератора, свечи зажигания гораздо реже и меньше заливают бензином, двигатель меньше склонен к закоксовыванию. Наглядный пример с инжекторным двигателем ЗМЗ-5245 — ПАЗ-320530-12.
Емкость бака
Емкость баков у всех моделей одинаковая и колеблется в районе 110 литров. Общий расход топлива автобуса составляет 18 литров при работе оборудования в комбинированном цикле. В городском цикле — 20,5 литров. Таким образом, емкости обычного топливного бака хватает на поездку в 500 километров без дозаправки. Например, ПАЗ-32053 имеет емкость топливного бака 95 литров.
Какой расход топлива на 100 км., нормы ГСМ
Расход топлива зависит от марки и модели ПАЗ. В целом на 100 километров требуется от 20 до 40 литров. Больше всего потребляют ПАЗ-672М и ППЗК-3929 — 39 л/100 км. В свою очередь ПАЗ 3205-70 самый маленький из всех: 20 л/100 км. Указанные значения являются результатом расчетов без учета дополнительных факторов.
Фактический расход топлива можно рассчитать исходя из пройденного маршрута, пройденного расстояния в километрах и литража израсходованного бензина, степени нагрева двигателя, частого использования кондиционера и т д. Например, реальный расход топлива ПАЗ-32053 составляет 22 литра на 100 км пути.
Эксплуатация
Первые опытные автобусы ПАЗ-672 появились в 1960 году. Автомобиль полностью заменил своего предшественника под индексом 652 лишь спустя восемь лет. В этот период были созданы различные экспериментальные модификации, отличия которых были рассмотрены выше. Базовая модель автобуса выпускалась до 1989 года. Универсальная конструкция позволяла эксплуатировать машину в различных климатических районах. За 20 лет серийного производства ПАЗ-672 поставлялся во все постсоветские государства, а также в страны Азии, Восточной Европы, Африки и Латинской Америки.
Основной областью применения рассматриваемой техники стал служебный и персональный транспорт. Она, наряду с КАВЗ и ГАЗ, находилась в автосервисах многих предприятий и организаций. Эти автобусы использовались на пригородных и междугородних маршрутах. Несмотря на то, что с момента окончания серийного производства прошло более четверти века, 672 модели до сих пор можно встретить на постсоветском пространстве в работе, хоть и очень редко.
Ремонтные работы
Автобус ПАЗ 4234 прост в обслуживании. Для каждой модификации выпускается множество запасных частей, позволяющих устранить любые неполадки в кратчайшие сроки. Детали для транспорта разрабатываются как самим производителем, так и сторонними компаниями, обслуживающими городской транспорт. Для упрощенного поиска запчастей на нужную модель существуют специализированные каталоги и сайты.
При диагностике автобуса ПАЗ 4234 следует учесть, что схема электропроводки имеет две ветви: одна для двигателя и вторая для салона.
Эффективность ПАЗ 4234 05 в качестве городского транспорта:
- низкая стоимость обслуживания;
- короткий восстановительный период;
- доступность запчастей;
- надежность и долговечность.
При необходимости автобус может быть оснащен модулем «Комфорт». Включает в себя тонированные стекла, встроенную аудио- или видеосистему, шины до 19,5″ и теплоизоляцию.
Конкуренты
Основными соперниками этого автомобиля в советское время были следующие автобусы:
- КАвЗ-685 относится к малогабаритным модификациям общего назначения, выпускаемым на базе шасси грузового автомобиля ГАЗ с 1971 года.
- ЛиАЗ — вместительный городской автобус, отличающийся надежностью и достойными ходовыми качествами.
- икар. Знаменитый венгерский автобус поставлялся в СССР в различных модификациях. Традиционный цвет — канареечный или красно-белый.